Показатели оборачиваемости (см. табл. 3.1) рассчитываются на основании величин, являющихся запасами. Объем чистой прибыли является величиной, накопленной за определенный период времени. За этот же период времени определяются средние величины различных активов, используемых в расчете показателей. Обычно таким периодом является год. Однако на этапах ускорения роста, замедления роста и зрелости жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия можно рекомендовать более частый расчет этих показателей, например, один раз в квартал.
Наиболее важным из данных показателей является коэффициент общей оборачиваемости. Если он стабилен или растет, то положение предприятия можно считать стабильным. Снижение коэффициента оборачиваемости свидетельствует либо об уменьшении объема чистой выручки, либо о росте стоимости активов при том же объеме чистой выручки.
Снижение объема чистой выручки говорит об ухудшающемся положении предприятия, что требует анализа и, возможно, пересмотра маркетинговой стратегии предприятия. Увеличение средней стоимости активов требует дополнительного анализа причин данного явления. Увеличение может произойти по причине инфляции при переоценке активов с поправкой на уровень инфляции. В этом случае следует обратить внимание на объем чистой выручки, очевидно, он должен быть увеличен, для чего необходимо принять соответствующие меры. Однако увеличение стоимости активов может произойти и в результате роста объема производственных запасов или готовой продукции на складе. Это говорит либо о плохой организации производства на предприятии, либо о плохом спросе на его продукцию. Особую тревогу такое положение должно вызывать на этапах замедления роста и зрелости жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия.
Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала при постоянном объеме чистой выручки говорит об уменьшении собственного капитала предприятия, что может плохо сказаться на платежеспособности предприятия. Данный коэффициент должен увеличиваться за счет увеличения объема чистой выручки. Поэтому следует отметить, что однозначного толкования коэффициентов без дополнительного анализа составляющих, используемых при расчетах, быть не может.
Результат анализа показателей оборачиваемости и рентабельности
Выводы, сделанные относительно показателей оборачиваемости, полностью могут быть применены и к показателям рентабельности (см. табл. 3.1). Предприятие должно стремиться к устойчивым показателям рентабельности. Однако структура расчета формул рентабельности такова, что увеличение или уменьшение показателя может произойти по различным причинам. Для этого достаточно проанализировать динамику хотя бы одного показателя, допустим, рентабельности инвестиций.
Показатель рентабельности инвестиций вычисляется путем деления суммы доходов по ценным бумагам и дохода от долевого участия в совместном предприятии на среднее значение долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Увеличение значения этого показателя может произойти по двум причинам: увеличились доходы по ценным бумагам, т.е. предприятие ведет правильную политику ценных бумаг (либо это просто спекулятивный эффект), или уменьшилась сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, т.е. предприятие стало меньше инвестировать. В первом случае можно говорить о нормальной обстановке на предприятии и о хорошей работе отдела ценных бумаг. Во втором случае необходим дополнительный анализ причин снижения финансовых вложений в инвестиции. Следовательно, необходим комплексный анализ динамики показателей рентабельности и составляющих расчетных формул.