Стоимостный анализ — это метод стратегического контроллинга, который заключается в исследовании функциональных характеристик производимой продукции, на предмет эквивалентности их стоимости и полезности. Следовательно, в центре внимания стоимостного анализа находятся функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг), именно поэтому этот вид анализа помечают также как функционально-стоимостной. В ходе анализа осуществляется классификация функций продукта в разрезе функциональных классов: главные, дополнительные и ненужные. На основе этого разрабатываются предложения относительно минимизации затрат на выполнение каждой функции, а также относительно аннулирования второстепенных функций, которые требуют значительных затрат.
Выделяют два основных задания стоимостного анализа:
* уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;
* улучшение функциональных параметров продукции при минимальных затратах.
Исходя из упомянутых заданий, стоимостный анализ сосредотачивает свое внимание на минимизации затрат при пересмотре функциональных параметров в случае:
а) уменьшение требований к качеству продукции (если потребители пренебрегают повышенным уровнем качества продукции или не готовые платить большую цену за лучшее качество);
б) повышения требований к качеству (если потребители выражают готовность платить высшую цену за более качественную продукцию).
В последнем случае в процессе стоимостного анализа следует доказать, что увеличение выручки от реализации продукции в результате совершенствования функциональных параметров продукции превзойдет рост расходов на это совершенствование. Функционально-стоимостный анализ в значительной мере направлен на то, чтобы выявить лишние с точки зрения их стоимости и полезности для потребителей параметры продукции.
Порядок проведения стоимостного анализа представлен в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Этапы проведения стоимостного анализа
Этап |
Составляющие этапа |
Этап 1 Подготовительные мероприятия |
а) Выбор объектов стоимостного анализа и постановка заданий б.) Постановка количественных целей в) Создание рабочей группы г) Разработка программы анализа |
Этап 2 Определения фактического состояния объекта анализа |
а) Сбор информации и описание объекта анализа б.) Характеристика функций в) Определение расходов на выполнение функций |
Этап 3 Проверка фактического состояния |
а) Проверка качества выполнения функций б.) Проверка обоснования затрат |
Этап 4 Поиск решения |
Выявление всех возможных вариантов решения |
Этап 5. Экспертиза вариантов решений |
а) Проверка возможности реализации б.) Проверка экономичности |
Этап 6 Принятия решения относительно внедрения оптимального решения |
а) Выбор решения б.) Рекомендации относительно реализации в) Реализация предложенного решения |