Портфельный анализ — эффективный инструмент стратегического финансового контроллинга.
Традиционно этот инструмент используется при оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. Финансист под сроком «портфолио» понимает оптимальный с точки зрения комбинации риска и прибыльности набор инвестиций (концепция оптимизации портфеля инвестиций Марковица, модель оценки капитальных активов). В основе портфельного анализа положены два оценочных критерия: теперешняя стоимость ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рискованности вложений.
По аналогии с ценными бумагами можно проводить анализ портфеля продукции (услуг), производством которых занимается предприятие. Понятно, что портфельный анализ целесообразно использовать на тех предприятиях, которые занимаются производством многих видов продукции. В ходе анализа отдельные продуктовые группы выделяются в соответствующие стратегические «бизнес-единицы», каждая из которых оценивается с точки зрения прибыльности та рискованности производства.
В ходе анализа используются две широко известные в теории и практике портфельные матрицы:
* портфель «рост рынка — частица рынка» (матрица Бостонской консультативной группы);
* портфель «привлекательность рынка — конкурентные преимущества» (матрица Мак-Кинси).
На основе результатов портфельного анализа принимаются решения относительно дополнительных инвестиций в отдельные производственные программы, реинвестиций или дезинвестиций, а также определяется стратегия управления рисками в разрезе каждой из стратегических бизнес-единиц. АВС-анализ
Данный метод стратегического контроллинга используется при селективном отборе самых ценных для предприятия поставщиков и клиентов, важнейших видов сырья и материалов, самых весомых элементов затрат, самой рентабельной продукции, самых эффективных направлений капиталовложений. ABC-анализ
заключается в выявлении и оценке незначительного числа количественных величин, которые являются самыми ценными и имеют наибольший удельный вес в общей совокупности стоимостных показателей. Согласно с этим методом исследуемая совокупность, например запасы сырья и материалов, делится на три части:
* группа А — запасы, которые являются самыми ценными с точки зрения и стоимости, однако могут использоваться предприятием в незначительном количестве в натуральном выражении;
* группа В — средние по величине запасы как в количественном, так и в денежном выражении;
* группа С — запасы с наибольшим объемом в натуральном выражении, однако незначительные с точки зрения их стоимости.
Основное внимание в процессе управления товарно-материальными запасами уделяется запасам, отнесенным к группе А, меньшей мерой — группы В и С. Концентрация внимания на приоритетных направлениях управления запасами и дебиторской задолженностью, снижения себестоимости продукции, самых реальных путях увеличения объемов реализации позволяет повысить эффективность управления финансами предприятия в целом. Так, концентрация усилий на поиске резервов снижения затрат, которые занимают наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции, принесет более ощутимые результаты, чем в случае поиска резервов снижения тех затрат, которые занимают небольшой объем. В структуре себестоимости продукции большинства отечественных предприятий более значительный удельный вес занимают расходы на сырье и материалы. Это означает, что субъектам ведения хозяйства целесообразно проводить ABC-анализ данного элемента затрат.
Анализ можно осуществлять в разрезе отдельных поставщиков или отдельных видов сырья и материалов. В последнем случае в ходе анализа отбираются виды сырья (материалов, комплектующих), на которые в стоимостном выражении приходится наибольший удельный вес в структуре себестоимости за данным элементом затрат. С целью проведения эффективного ABC-анализа сырья и материалов в зарубежной практике рекомендуется применять такую классификацию отдельных их видов:
1) А-сырье — виды сырья (материалов), на которые приходится свыше 50 % затрат в общей структуре;
2) В-сырье— виды сырья (материалов), удельный вес которых в общей структуре закупок превышает 25 %;
3) С-сырье — другие, незначительные виды сырья (материалов).
Понятно, что наибольшие резервы снижения затрат за элементом «сырье и материалы» могут быть выявлены при анализе А-сырья. Для установления данных резервов подбирается соответствующий каталог мероприятий:
* более детальная оценка потерь сырья (материалов) на каждой стадии производства;
* минимизация потери качества сырья (материалов);
* обсчет норм расходов за методом нуль-базис бюджетирования;
* подбор более экономических технологий;
* оптимизация запасов;
* переговоры с поставщиками на предмет снижения закупочных цен;
* поиск альтернативных поставщиков;