Разделы


Коммерческий и внутрифирменный расчет

Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы [3, c.92].

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономиче­ские рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (кон­кретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого расчета является определение совокуп­ности управленческих действий для получения предприятием устойчивой при­были и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми цен­трализованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются [4, c.410]:

1) глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразова­ния и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издер­жек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предпри­ятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

2) организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.

Существуют различные способы и формы использования моделей (эко­номических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспече­ния эффективного управления функционированием и развитием промышлен­ного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового поло­жения.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имею­щие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с дру­гими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основ­ными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показате­лям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через цен­тральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

Перейти на страницу: 1 2