Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:
· по функциональному содержанию;
· по характеру решаемых задач (сфере действия);
· по иерархии управления;
· по характеру организации разработки;
· по характеру целей;
· по причинам возникновения;
· по исходным методам разработки;
· по организационному оформлению.
Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:
· решения плановые;
· организационные;
· контролирующие;
· прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
· экономических;
· организационных;
· технологических;
· технических;
· экологических и прочих.
Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:
· единоличные;
· коллегиальные;
· коллективные.
Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:
· компетентности руководителя;
· уровня квалификации коллектива;
· характера задач;
· ресурсов и т.д.
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
· текущие (оперативные);
· тактические;
· стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
· ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
· по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
· программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
· инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
· эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:
· графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
· математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
· эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению управленческие решения делятся на:
· жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
· ориентирующие, определяющие направление развития системы;
· гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
· нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения
,
принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения