С целью глубокого понимания особенностей проявления экономической культуры в стратегиях фирм Востока и Запада, следует обратиться к таким представителям наиболее развитых стран, как Япония и США, имеющих ярко выраженные специфические отличия в формировании экономической культуры. В таблице 4 приведен иллюстрированный материал сравнительных характеристик стратегий фирм, представляющих эти страны
Сравнительная характеристика стратегий фирм Японии и США с учетом фактора экономической культуры
Nп/п |
США |
Япония |
1. |
Определенность в широкой области |
1. Указания о направлении действий при широкой свободе их интерпретаций со стороны служащих |
2. |
Динамичное развитие капитала и эффективное использование ресурсов |
2. Широкая и долгосрочная программа экономии ресурсов |
3. |
Акцент на финансовые ресурсы; производственная политика рассчитана на короткий срок |
3. Акцент на человеческие ресурсы; долгосрочные программы- основа обеспечения стабильности компании |
4. |
Каждое отделение самостоятельно несет ответственность за риск |
4. Уменьшение риска осуществляется путем развертывания широких внутрифирменных связей |
5. |
В производственной стратегии используются возможности конкуренции |
5. В производственной стратегии используются возможности конкуренции |
Рассмотрим более подробно представленные в таблице 4 характеристики стратегий фирм и их отличительные особенности.
1. Высшее руководство в США само проводит анализ экономической обстановки. В отличие от них, в Японии высшее руководство лишь определяет общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения низовому уровню для проведения анализа.
2. Японские компании в отличие от американских редко стремятся расширяться за счет покупки других компаний, принадлежащих к растущим отраслям бизнеса, или посредством избавления от отделений, которые развиваются недостаточно динамично.
3. Поскольку японские компании в первую очередь думают о внутренних источниках развития, они обращают на процесс экономического роста больше внимания, чем американские. И, несмотря на то, что средний темп роста может быть ниже за счет сохранения нединамично развивающихся финансов, моральный дух в этой ситуации будет высок, а это по мнению руководителей японских фирм приведет к положительным результатам.
4. В Японии предметом особого внимания является увеличение объема продаж. Менеджеры, в частности, заботятся об активизации человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Диверсификация при этом оказывается возможной благодаря временному игнорированию краткосрочных целей даже в том случае, когда кажется, что компания действует нелогично.
Американские же компании, в отличие от первых, вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции.
5. Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение.