Общую эффективность организации необходимо рассматривать в композиции двух составляющих:
• эффективность с точки зрения использования внешних возможностей организации (внешняя эффективность);
• эффективность с точки зрения использования ее внутренних возможностей (внутренняя эффективность).
Исходя из этого провести можно провести демаркационную линию между «сферами влияния» маркетинга как целостной системы организации и управления деятельностью предприятия, направленной на определение его рыночной политики в целях обеспечения максимального сбыта производимой продукции, и менеджмента как особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу, которой и надлежит решать задачи, определяющие рыночную политику предприятия. [[11]]
Повышение внешней эффективности должна находить свое выражение в своевременном удовлетворении запросов рынка путем предоставления потребителям нужных товаров и услуг, — это поле деятельности «классического» маркетинга.
Повышение внутренней эффективности — это оптимальное использование внутренних возможностей организации в целях производства высококачественных товаров и услуг по низкой себестоимости, — целиком и полностью вотчина «классического» менеджмента.
Оценка внутренней эффективности (менеджмента организации)— один из сложнейших разделов экономической теории, что обусловлено тремя обстоятельствами: — результаты работы аппарата управления проявляются в результатах деятельности всего коллектива предприятия;
— существуют определенные трудности как в оценке результатов управления, так и в учете затрат, связанных с достижением этих результатов;
— оказывает влияние временной фактор: результат может быть как сиюминутный (по оперативным решениям), так и развернутый во времени (по стратегическим решениям).
Направления повышения эффективности управления на предприятиях весьма разнообразным. Как правило, в основе мер по повышению эффективности лежит использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование организации производства, внедрение ресурсосберегающих и современных высоких технологий, в том числе управленческих.
Конкретными направлениями, способствующими повышению эффективности управления, являются:
— четкое распределение функций на всех уровнях (федеральном, региональном, местном и внутрифирменном) и звеньях управления;
— структурные изменения в сфере управления, оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий, проведение эффективной реструктуризации предприятий, использование современных "плоских" организационных структур;
— инвестирование средств в человеческий капитал (совершенствование кадровой политики и кадровой работы на предприятиях, использование разнообразных современных форм мотивации труда работников);
— комплексное и эффективное использование различных методов управления (экономических, социально-психологических), административных (организационно-распорядительных);
— внедрение современных информационных технологий; адаптация эффективных зарубежных форм управления к условиям работы отечественных предприятий (управленческого учета, контроллинга, реинжиниринга и др.);
— совершенствование нормативно-правовой базы управления, усиление экономической, правовой, этической, экологической ответственности руководителей за последствия принимаемых управленческих решений.
Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО "Белгородэнерго"