Рассмотрим реализацию управленческого решения на примере применения элементов моделирования с целью повышения экономического эффекта от деятельности организации.
Исходные данные для моделирования
· объем реализации РПт — 3500 т;
· затраты постоянные Зпост — 1500 тыс. руб.;
· затраты переменные Зпер — 4800 тыс. руб.;
· прибыль П — 700 тыс. руб.;
· объем реализации РП (без НДС) — 7000 тыс. руб.
Учитывая факт того, что предприятие вышло на новые рынки сбыта, цель моделирования расчет ключевых показателей деятельности организации для принятия наиболее целесообразных управленческих решений по формированию направлений достижения поставленных целей как для предприятия в целом, так и для отдельных структурных подразделений в зависимости от предполагаемого изменения внешних и внутренних факторов.
Ключевые проблемы, требующие экономического расчета для принятия управленческих решений (т.е. прибыль предприятия от вхождения на новый ранок напрямую зависит от реализации той или иной меры):
Как изменится прибыль при увеличении объема продаж на 10 %?
Как изменится прибыль при увеличении постоянных затрат на 10 %?
Как изменится прибыль, если сократить переменные затраты на 10 %?
Какой объем продукции следует продать, чтобы достичь пороговой выручки?
Какой должна быть цена реализации продукции Цр, чтобы получить прибыль в размере 805 тыс. руб.?
Как изменится точка безубыточности ТБУ, если повысить цену реализации продукции Цр в среднем на 5%, то есть установить цену на уровне 2100 руб. за 1 т?
Для обоснованного принятия управленческого решения далее выполним практические расчеты, которые позволяли бы руководству предприятия принимать необходимые и, главное, обоснованные решения.
Как изменится прибыль при увеличении объема продаж на 10 %?
1. Рассчитывается маржинальная прибыль, или сумма покрытия, МП:
МП = Зпост + П = 1500 + 700 = 2200 тыс. руб.
2. Определяется сумма покрытия на единицу объема реализации МПед:
МПед = МП / РПт = 2200 / 3500 = 628,6 руб./т.
3. Рассчитывается маржинальная прибыль при увеличении объема продаж на 10 % МП1:
МП1 = РПт × (1 + 0,1) × МПед = 3500 × (1 + 0,1) × 628,6 = 2420 тыс. руб.
4. Определяется величина прибыли при увеличении объема продаж на 10 % П1:
П1 = МП1 – Зпост = 2420 – 1500 = 920 тыс. руб.
5. Рассчитывается процент изменения прибыли при увеличении объема продаж на 10 % П%:
П% = ((П1 – П) / П) × 100 % = ((920 – 700) / 700) × 100 % = 31,4 %.
При увеличении объема продаж на 10 % прибыль увеличивается на 31,4 %.
Как изменится прибыль при увеличении постоянных затрат на 10 %?
1. Определяем величину прибыли П2:
П2 = РПт × МПед – Зпост(1 + 0,1) = 3500 × 628,6 / 1000 – 1500(1 + 0,1) = 550,0 тыс. руб.
2. Рассчитываем процент изменения прибыли П%:
П% = ((П2 – П) / П) × 100 % = ((550 – 700) / 700) × 100 % = 21,4 %.
При увеличении постоянных затрат на 10 % прибыль уменьшается на 21,4 %.
Как изменится прибыль, если сократить переменные затраты на 10 %?
1. Определяем маржинальную прибыль, если сократить переменные затраты на 10 % МП:
МП = РП – Зпер(1 – 0,1) = 7000 – 4800 (1 – 0,1) = 2680 тыс. руб.
2. Рассчитываем величину прибыли П3:
П3 = МП – Зпост = 2680 – 1500 = 1180 тыс. руб.
3. Определяем процент изменения прибыли П%:
П% = ((П3 – П) / П) × 100 % = ((1180 – 700) / 700) × 100 % = 68,6 %.
Следовательно, прибыль увеличится на 68,6 %.
Какой объем продукции следует продать, чтобы достичь пороговой выручки?