Значение функции организации заключается в создании необходимых условий для реализации поставленных целей. Функция организации
– это те задачи
, которые должен выполнять менеджер в процессе организовывания работы, то есть:
· формирование, или уточнение структуры организации
;
· определение способов управления;
· установление параметров организации, режимов работы ее подразделений и отношений между ними;
· обеспечение организации необходимыми ресурсами;
· создание внутренней культуры.
Структуру организации
можно изобразить в виде схемы, которая отображает подразделения, их группировку и координацию и показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц организации.
Структура должна соответствовать целям
предприятия,
и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую.
При формировании структуры учитываются размеры предприятия
, имеющиеся в его распоряжении технологии(поскольку от этого зависит то, каким образом служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и сотрудничают в процессе своей деятельности) и персонал
(очевидно, что крупные компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как между сотрудниками и подразделениями внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.
Формирование структуры организации осуществляется посредством разделения ее на производственные единицы – блоки. Блоки, в свою очередь, могут объединяться в более крупные единицы. Такой процесс называется департаментализацией
.
Вообще, делить организацию на блоки можно различными способами.
Во-первых, по выполняемым функциям,
когда за каждым блоком четко
определены его задачи и обязанности
– такой процесс будет называться функциональной департаментализацией
.
Во-вторых, можно выстраивать блоки организации вокруг видов выпускаемой продукции – продуктовая департаментализация
. Как правило, необходимость в этом возникает, когда ассортимент производимой продукции значительно увеличивается.
В-третьих, с ростом организации неизбежно образование департаментов в других городах, областях, странах. Тут уместно формировать структуру организации по территориальному признаку – географическая департаментализация
.
В-четвертых, формирование блоков организации может осуществляться, ориентируясь на определенные группы потребителей
. Например, магазины, торгующие канцелярскими принадлежностями, можно объединить в группы: обслуживающие или розничных покупателей, или только оптовиков и государственные учреждения – департаментализация по клиентам
.
В-пятых, способ деления может состоять в формировании команд людей, специалистов в различных отраслях
. Цели данных команд могут быть различными – от разработки нового вида продукции до формирования долгосрочной стратегии развития организации – командная департаментализация
.
Большое влияние на структуру организации оказывает избранный способ управления
. Именно он определяет ее топологию.
Способы управления подразделяются на единовластный
и соучастный.
Единовластие означает, что управление производится без учета мнения коллектива.
Отсюда возникает жесткая вертикаль власти.
Соучастие (партисипативное управление)
призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе управления каждый член коллектива имеет право знать цели организации, ее финансовое состояние, высказывать свое мнение и свои предложения. Решающая роль в принятии стратегических решений
также принадлежит коллективу
. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором.
В созданной структуре организации следует задать режимы работы подразделений, а также регламентировать взаимоотношения между ними
.
Для нормального функционирования созданной структуры необходимо обеспечить ее деятельность ресурсами
.
Поскольку организация – это, прежде всего, люди, то для ее работы необходим персонал