Рассмотренные в предыдущем параграфе задачи менеджер реализует поэтапно: сначала формируется структура организации, затем устанавливаются взаимосвязи между элементами этой структуры, обеспечивающие взаимодействие подразделений.
Поскольку выполнение функции организации включает в себя решение несколько различных задач, действия менеджера целесообразно разделить на следующие этапы: Разновидности и особенности штукатурки для стен.
1.
Формирование или корректировка организационной структуры;
2.
Установление взаимосвязей между подразделениями в организационной структуре;
3.
Обеспечение взаимодействия между подразделениями и персоналом внутри подразделений и организации путем контроля и регулирования (распорядительства) их деятельности.
На первом этапе в организации следует выделить подразделения
и определить их состав.
Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи
и функции.
Таким образом,
под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними.
В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементамиорганизационной структуры являются службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи
, среди которых выделяют горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные связи:
Горизонтальные связи
носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих проблем. Они имеют ряд важных преимуществ: экономят время, повышают качество взаимодействия, развивают у руководителей самостоятельность, инициативность, мотивированность. Они обычно не формализуются в ходе проектирования организации и устанавливаются чаще всего на неформальной основе при использовании метода установления прямых контактов между теми, кто имеет отношение к проблеме.
Вертикальные связи
– это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. Но при этом замедляется коммуникационный процесс, возникает опасность искажения информации и замедления процессов принятия управленческих решений.
Линейные связи
отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Линейные связи – отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными; эти связи идут в иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды.
Функциональные связи
имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации. Они имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Соотношение линейных и функциональных связей
с отдельными аспектами деятельности строительных организаций
Аспекты деятельности организации |
Линейные связи |
Функциональные связи |
Подразделения, ассоциируемые со связями |
Снабжение Производство Сбыт Продажи |
НИОКР Кадры Бухгалтерия Финансы |
Задачи, решаемые посредством связей |
Достижение организационных целей |
Поддержка, помощь руководству в достижении организационных целей |
Формы осуществления связей |
Приказ, указание, распоряжение, задание |
Совет, рекомендация, информация для решения, альтернативное решение |
Основа прав, реализуемых в связи |
Иерархическая власть |
Применение «ноу-хау» |
Этапы решения, реализуемые в связи |
Принятие и выполнение решения |
Разработка и подготовка решения, оценка решения |