Рассмотрим подробнее возможные
типы (варианты) полномочий
.
Директор фирмы передает задачи и полномочия начальнику отдела. Начальник отдела в свою очередь может передать часть выполнения задачи одному из своих сотрудников, наделив его соответствующими полномочиями. Когда выполняется такая строгая структура передачи прав и обязанностей от высшего звена к низшему, такие полномочия называют линейными.
Это создает иерархию
уровней управления.
Один из известных примеров строго линейной передачи полномочий – это иерархия военной организации, армии.
Но, разобравшись подробнее, тут же мы можем обнаружить и другой тип полномочий – штабные полномочия
, которые впервые были применены Александром Македонским, когда ему потребовалось отделить управление боевыми войсками от планирования боевых действий.
Штабные полномочия
– это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Штабные полномочия могут быть очень ограниченными, фактически чисто консультативными, или настолько широкими, что разница между ними и линейными полномочиями практически исчезает.
Можно выделить четыре основные разновидности штабных полномочий:
1) рекомендательные
– предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультацией к определенным специалистам, однако решение оно все равно принимает самостоятельно. Таким образом, руководство просто получает рекомендации;
2) обязательного согласования
– линейные руководители должны согласовать
ситуацию со штабным аппаратом, прежде чем принимать решение и действовать самостоятельно;
3) параллельные полномочия
– объем полномочий аппарата расширяется, что дает ему право отклонять решения зависимого от него линейного руководства. Цель параллельных полномочий – система контроля
за звеньями линейного руководства и предотвращение грубых ошибок с его стороны;
4) функциональные полномочия
– аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предлагать, так и запрещать
какие-то действия в области своей компетенции.
Для реализации штабных функций и полномочий в организациях формируется штабной (административный) аппарат
.
В течение многих лет использование штабного аппарата в современных организациях было относительно ограниченным. Но с развитием технологий и внешней среды бизнеса организациям потребовалось большое число разных квалифицированных кадров. На сегодняшний день существует множество типов
штабных (административных) аппаратов
. Но выделяют три основных типа
(в зависимости от функций, которые он выполняет):
1) консультативный
– в его обязанности входит консультирование линейного руководства в соответствующих областях знаний. Например, в области права, специальных технологий, повышения квалификации и др.;
2) обслуживающий
– наиболее известный пример обслуживающего аппарата – отдел кадров.
А также: отдел маркетинговых исследований, финансовый отдел и др. Эти подразделения предоставляют руководителю информацию, необходимую для принятия решений;
3) личный
– аппарат, в обязанности которого входит непосредственное обеспечение деятельности руководства. К личному аппарату обычно относятся: секретарь, референт, помощник.