Разделы


Образовательная структура занятости

* Не ниже полного среднего или начального профессионального.

** Высшее или среднее профессиональное. В скобках указана доля лиц с высшим образованием.

Как соотносятся между собой отраслевые и образовательные характеристики российской рабочей силы? Обладатели вузовских дипломов предпочитают работать в промышленности (18%), торговле (12%), здравоохранении (9%), образовании (19%) и государственном управлении (свыше 12%). К тем же отраслям тяготеют и выпускники ссузов. В отличие от них работники с начальным профессиональным и средним (полным) общим образованием отдают предпочтение промышленности, строительству, транспорту и торговле (табл. 8). Что касается рабочей силы с основным или начальным общим образованием, то для нее ведущей сферой приложения труда оказывается не промышленность, как для всех остальных групп, а сельское хозяйство. Здесь занято соответственно 31 и 59% работников, принадлежащих к этим группам.

Наиболее знаниеемкими отраслями российской экономики являются информационное обслуживание, деловые услуги, геология, образование, наука, финансы и государственное управление, где высшее образование имеют до 2/3 всех занятых. Противоположный полюс представлен сельским хозяйством, а также транспортом и ЖКХ, где вузовские дипломы есть лишь у 7—14% работников.

Как полученное образование связано с профессиональной принадлежностью работников? Среди обладателей вузовских дипломов подавляющее большинство принадлежат либо к руководителям (17%), либо к специалистам высшей квалификации (62%). Выпускники ссузов чаще всего являются специалистами средней квалификации (37%) или квалифицированными рабочими (14%). Большинство работников с начальным профессиональным образованием трудятся в качестве квалифицированных (32%) или полуквалифицированных (24%) рабочих, а также работников сферы обслуживания (19%). Преобладающей сферой приложения труда работников с законченным средним образованием являются профессии квалифицированных (20%), полуквалифицированных (19%) и неквалифицированных (22%) рабочих, а также работников сферы обслуживания (20%). Примерно в тех же профессиях сконцентрирована и занятость работников с незаконченным средним образованием с той только разницей, что неквалифицированных рабочих среди них существенно больше (около 30%). Кроме того, среди них почти каждый пятый занят сельскохозяйственным трудом (чаще всего в ЛПХ). Чрезвычайно специфичен профессиональный профиль низшей образовательной группы. Видимо, открывающийся перед работниками с начальным образованием выбор крайне невелик: либо становиться неквалифицированным рабочим (28%), либо заниматься сельским трудом (45%), который, напомним, во многих случаях сводится просто к работе на приусадебных или садовых участках. Даже доступ к профессиям полуквалифицированных рабочих или работников сферы обслуживания для них серьезно ограничен (см. табл. 9).

Большинство российских руководителей имеют либо высшее (59%), либо среднее (26%) профессиональное образование. Среди специалистов высшей квалификации вузовские дипломы имеют практически все. Специалисты средней квалификации, как правило, оканчивают ссузы (66%).

Таблица 8. Распределение занятых в российской экономике по отраслям и уровню образования, по данным ОНПЗ, 2004 год (в %)

Отрасли

Группы работников в .зависимости от уровня полученного образования

Высшее профес-сиональное

Неполное высшее профес-сиональное

Среднее профес-сиональное

Начальное профес-сиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего

Всего

Промышленность

18,3

20,5

23,0

31,9

26,0

22,1

13,1

24,0

Сельское и лесное хозяйство

2,7

4,4

5,5

8,7

14,2

31,1

58,7

9,4

Транспорт

4,3

6,4

7,1

10,9

9,2

6,2

2,4

7,5

Связь

1,1

2,0

1,9

1,1

1,6

1,2

0,9

1,6

Строительство

5,1

6,2

5,6

9,5

6,5

6,6

4,0

6,5

Торговля

11,5

20,2

16,6

17,1

18,2

12,

5,5

15,6

Информационно-вычислительное обслуживание

0,

0,4

0,2

0,1

0,0

0,0

0,0

0,2

Операции с недвижимостью

0,7

0,7

0,3

0,1

0,2

0,1

0,0

0,3

Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка

1,3

1,5

0,3

0,2

0,2

0,2

0,0

0,5

Геология и разведка

0,4

0,1

0,2

0,2

0,2

0,1

0,0

0,2

ЖКХ

2,4

4,0

4,6

6,8

6,1

5,6

5,0

4,8

Здравоохранение

8,7

4,9

13,1

2,7

3,9

4,3

4,0

7,3

Образование

19,4

9,8

9,1

3,4

4,5

4,4

3,0

9,1

Культура и искусство

2,5

3,1

2,2

0,9

1,1

0,9

0,9

1,7

Наука и научное обслуживание

3,5

0,9

0,7

0,5

0,5

0,3

0,1

1,2

Финансы

3,5

2,6

1,5

0,4

0,5

0,2

0,1

1,5

Управление

11,8

10,3

6,9

4,2

5,8

3,1

1,6

7,1

Другие отрасли

1,6

2,1

1,2

1,2

1,4

0,8

0,7

1,3

Образовательная структура отраслей

Промышленность

18,0

1,7

25,3

23,4

25,1

6,1

0,4

100

Сельское и лесное хозяйство

6,7

0,9

15,0

16,2

35,0

22,0

4,2

100

Транспорт

13,5

1,7

25,1

25,5

28,5

5,5

0,2

100

Связь

21.2

2,1

31,0

15,9

23,8

5,2

0,4

100

Строительство

19,6

1,9

22,7

25,7

23,0

6,7

0,4

100

Торговля

17,5

2,6

28,0

19,3

27,0

5,1

0,2

100

Информационно-вычислительное обслуживание

69,1

2,9

18,7

1,0

4,3

1,0

0,0

100

Операции с недвижимостью

49,9

4,4

22,9

6,1

14,7

2,1

0,0

100

Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка

61,5

5,8

16,5

6,1

7,6

2,4

0,0

100

Геология и разведка

38,8

1,1

26,1

12,4

17,9

3,7

0,0

100

ЖКХ

11,4

1,0

26,9

24,6

29,1

7,7

0,7

100

Здравоохранение

28,1

1,3

47,4

6,6

12,4

3,9

0,1

100

Образование

50,2

2,1

26,2

6,6

11,4

3,2

0,2

100

Культура и искусство

34,5

3,6

34,0

9,1

15,1

3,4

0,1

100

Наука и научное обслуживание

66,9

1,4

11,9

6,7

8,5

1,5

0,1

100

Финансы

55,7

3,5

26,1

5,3

8,5

1,0

0,1

100

Управление

39,4

2,9

21,5

10,5

18,9

2,9

0,1

100

Другие отрасли

28,2

3,2

24,0

16,0

24,2

4,1

0,4

100

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5