* Не ниже полного среднего или начального профессионального.
** Высшее или среднее профессиональное. В скобках указана доля лиц с высшим образованием.
Как соотносятся между собой отраслевые и образовательные характеристики российской рабочей силы? Обладатели вузовских дипломов предпочитают работать в промышленности (18%), торговле (12%), здравоохранении (9%), образовании (19%) и государственном управлении (свыше 12%). К тем же отраслям тяготеют и выпускники ссузов. В отличие от них работники с начальным профессиональным и средним (полным) общим образованием отдают предпочтение промышленности, строительству, транспорту и торговле (табл. 8). Что касается рабочей силы с основным или начальным общим образованием, то для нее ведущей сферой приложения труда оказывается не промышленность, как для всех остальных групп, а сельское хозяйство. Здесь занято соответственно 31 и 59% работников, принадлежащих к этим группам.
Наиболее знаниеемкими отраслями российской экономики являются информационное обслуживание, деловые услуги, геология, образование, наука, финансы и государственное управление, где высшее образование имеют до 2/3 всех занятых. Противоположный полюс представлен сельским хозяйством, а также транспортом и ЖКХ, где вузовские дипломы есть лишь у 7—14% работников.
Как полученное образование связано с профессиональной принадлежностью работников? Среди обладателей вузовских дипломов подавляющее большинство принадлежат либо к руководителям (17%), либо к специалистам высшей квалификации (62%). Выпускники ссузов чаще всего являются специалистами средней квалификации (37%) или квалифицированными рабочими (14%). Большинство работников с начальным профессиональным образованием трудятся в качестве квалифицированных (32%) или полуквалифицированных (24%) рабочих, а также работников сферы обслуживания (19%). Преобладающей сферой приложения труда работников с законченным средним образованием являются профессии квалифицированных (20%), полуквалифицированных (19%) и неквалифицированных (22%) рабочих, а также работников сферы обслуживания (20%). Примерно в тех же профессиях сконцентрирована и занятость работников с незаконченным средним образованием с той только разницей, что неквалифицированных рабочих среди них существенно больше (около 30%). Кроме того, среди них почти каждый пятый занят сельскохозяйственным трудом (чаще всего в ЛПХ). Чрезвычайно специфичен профессиональный профиль низшей образовательной группы. Видимо, открывающийся перед работниками с начальным образованием выбор крайне невелик: либо становиться неквалифицированным рабочим (28%), либо заниматься сельским трудом (45%), который, напомним, во многих случаях сводится просто к работе на приусадебных или садовых участках. Даже доступ к профессиям полуквалифицированных рабочих или работников сферы обслуживания для них серьезно ограничен (см. табл. 9).
Большинство российских руководителей имеют либо высшее (59%), либо среднее (26%) профессиональное образование. Среди специалистов высшей квалификации вузовские дипломы имеют практически все. Специалисты средней квалификации, как правило, оканчивают ссузы (66%).
Таблица 8. Распределение занятых в российской экономике по отраслям и уровню образования, по данным ОНПЗ, 2004 год (в %)
Отрасли |
Группы работников в .зависимости от уровня полученного образования | |||||||
Высшее профес-сиональное |
Неполное высшее профес-сиональное |
Среднее профес-сиональное |
Начальное профес-сиональное |
Среднее (полное) общее |
Основное общее |
Начальное общее, не имеют начального общего |
Всего | |
Промышленность |
18,3 |
20,5 |
23,0 |
31,9 |
26,0 |
22,1 |
13,1 |
24,0 |
Сельское и лесное хозяйство |
2,7 |
4,4 |
5,5 |
8,7 |
14,2 |
31,1 |
58,7 |
9,4 |
Транспорт |
4,3 |
6,4 |
7,1 |
10,9 |
9,2 |
6,2 |
2,4 |
7,5 |
Связь |
1,1 |
2,0 |
1,9 |
1,1 |
1,6 |
1,2 |
0,9 |
1,6 |
Строительство |
5,1 |
6,2 |
5,6 |
9,5 |
6,5 |
6,6 |
4,0 |
6,5 |
Торговля |
11,5 |
20,2 |
16,6 |
17,1 |
18,2 |
12, |
5,5 |
15,6 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
0, |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
Операции с недвижимостью |
0,7 |
0,7 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
0,3 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка |
1,3 |
1,5 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
0,5 |
Геология и разведка |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
0,2 |
ЖКХ |
2,4 |
4,0 |
4,6 |
6,8 |
6,1 |
5,6 |
5,0 |
4,8 |
Здравоохранение |
8,7 |
4,9 |
13,1 |
2,7 |
3,9 |
4,3 |
4,0 |
7,3 |
Образование |
19,4 |
9,8 |
9,1 |
3,4 |
4,5 |
4,4 |
3,0 |
9,1 |
Культура и искусство |
2,5 |
3,1 |
2,2 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
1,7 |
Наука и научное обслуживание |
3,5 |
0,9 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,1 |
1,2 |
Финансы |
3,5 |
2,6 |
1,5 |
0,4 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
1,5 |
Управление |
11,8 |
10,3 |
6,9 |
4,2 |
5,8 |
3,1 |
1,6 |
7,1 |
Другие отрасли |
1,6 |
2,1 |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
0,8 |
0,7 |
1,3 |
Образовательная структура отраслей | ||||||||
Промышленность |
18,0 |
1,7 |
25,3 |
23,4 |
25,1 |
6,1 |
0,4 |
100 |
Сельское и лесное хозяйство |
6,7 |
0,9 |
15,0 |
16,2 |
35,0 |
22,0 |
4,2 |
100 |
Транспорт |
13,5 |
1,7 |
25,1 |
25,5 |
28,5 |
5,5 |
0,2 |
100 |
Связь |
21.2 |
2,1 |
31,0 |
15,9 |
23,8 |
5,2 |
0,4 |
100 |
Строительство |
19,6 |
1,9 |
22,7 |
25,7 |
23,0 |
6,7 |
0,4 |
100 |
Торговля |
17,5 |
2,6 |
28,0 |
19,3 |
27,0 |
5,1 |
0,2 |
100 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
69,1 |
2,9 |
18,7 |
1,0 |
4,3 |
1,0 |
0,0 |
100 |
Операции с недвижимостью |
49,9 |
4,4 |
22,9 |
6,1 |
14,7 |
2,1 |
0,0 |
100 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка |
61,5 |
5,8 |
16,5 |
6,1 |
7,6 |
2,4 |
0,0 |
100 |
Геология и разведка |
38,8 |
1,1 |
26,1 |
12,4 |
17,9 |
3,7 |
0,0 |
100 |
ЖКХ |
11,4 |
1,0 |
26,9 |
24,6 |
29,1 |
7,7 |
0,7 |
100 |
Здравоохранение |
28,1 |
1,3 |
47,4 |
6,6 |
12,4 |
3,9 |
0,1 |
100 |
Образование |
50,2 |
2,1 |
26,2 |
6,6 |
11,4 |
3,2 |
0,2 |
100 |
Культура и искусство |
34,5 |
3,6 |
34,0 |
9,1 |
15,1 |
3,4 |
0,1 |
100 |
Наука и научное обслуживание |
66,9 |
1,4 |
11,9 |
6,7 |
8,5 |
1,5 |
0,1 |
100 |
Финансы |
55,7 |
3,5 |
26,1 |
5,3 |
8,5 |
1,0 |
0,1 |
100 |
Управление |
39,4 |
2,9 |
21,5 |
10,5 |
18,9 |
2,9 |
0,1 |
100 |
Другие отрасли |
28,2 |
3,2 |
24,0 |
16,0 |
24,2 |
4,1 |
0,4 |
100 |