Установление целей может происходить централизованно и децентрализовано. Существуют организации, где установление целей носит промежуточный характер - между централизованным и децентрализованным.
В СПК «Алтухово» - централизованное установление целей - цели определяются руководством и подчинены единой ориентации. Недостатком такой системы является то, что цели не принимаются более низкими уровнями организации.
Процесс постановки целей состоит из четырех этапов:
1. Анализ окружающей среды и выявление преобладающих тенденций в ней. Цели сильно зависят от состояния среды, поэтому при их постановке руководство организации должно предвидеть изменения, которые могут происходить в окружающей среде.
2. Постановка целей для организации в целом. Эти цели устанавливаются при помощи различных критериев.
3. Построение иерархии целей. На этом этапе определяются долгосрочные и краткосрочные цели, достижение которых отдельными подразделениями будут приводить к достижению общих целей организации.
4. Постановка индивидуальных целей для каждого работника. При таком установлении целей сотрудники получают информацию о конечных целях организации и способствуют их достижению. Индивидуальная постановка целей очень важна для иерархии целей.
Процесс постановки целей подразумевает, что цели не вечны и в любой момент могут быть изменены.
В СПК «Алтухово» целями в области рынков являются: поиски новых рынков сбыта, поиски новых поставщиков.
Составим дерево целей СПК «Алтухово»
Стратегическое планирование – управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям, т.е. этот процесс с помощью которого осуществляется взаимодействие организации с окружающей средой.
Процесс стратегического планирования СПК «Алтухово» состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов разработки миссии организации, определение целей, анализа, внешней среды, анализа сильных и слабых сторон, выбора стратегии, реализации стратегии.
Стратегия показывает, что организация делает и что для нее более важно, поэтому при выборе стратегии руководство решает вопросы по поводу деятельности предприятия: что нужно прекратить делать, что продолжить и что начать.
Процесс определения стратегии включает в себя следующие шаги: 1) уяснения текущей стратегии (внешних - степень разнообразия производимой продукции, структура и направленность деятельности организации и внутренних факторов - цели организации, структура капиталовложений и т.д.); 2) анализ портфеля продукции (выбор наиболее подходящего варианта портфеля для достижения целей); 3) выбор стратегии (цели, интересы, обязательства, финансовые ресурсы, квалификация работников и т. д.); 4) оценка выбранной стратегии (соответствие возможностям фирмы, риск, взаимодействие с окружением).
Одной стратегической проблемой в СПК «Алтухово» является то, что происходит увеличение стоимости на энергоносители. В результате чего повышается себестоимость продукции и происходит увеличение цены на продукцию.
Содержание текущей стратегии СПК «Алтухово» следующее - продукция организации будет дешевле, конкурентоспособней и выйдет на новые рынки сбыта.
После разработки стратегии организации и ее закрепления в стратегическом плане начинается реализация конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей организации.