10. Виртуальные команды: интеллектуальные команды, контактирующие посредством компьютерных сетей.
Наибольший интерес в плане сравнения различных рабочих команд представляют такие характеристики, как «делегирование на уровень команд исполнителей функций управления» и «знания и умения». Так как именно эти характеристики определяют процесс формирования и развития рабочей команды в условиях применения динамической сетевой структуры управления. На рис. 2.1.1 представлена, матрица «Делегирование функций управления - знания и умения» и место различных типов рабочих команд исполнителей в данной матрице. В основу ориентации команд в матрице положен принцип достаточности. То есть рабочая команда может быть отнесена к определенному типу при выполнении требований соответствия уровням делегирования функций управления и знаний и умений.
В матрице отсутствуют виртуальные команды, так как этот тип команд обладает рядом специфических особенностей, которые будут рассмотрены в следующих разделах, и не может быть однозначно ориентирован на матрице. На основе предложенной матрицы можно планировать процесс развития команд до уровня самонаправляемых рабочих команд. Этот процесс может быть осуществлен посредством реализации параллельно опережающего образовательного процесса и делегирования отдельных функций управления.
Далее рассмотрим более подробно особенности самонаправляемых рабочих команд, так как именно самонаправляемые рабочие команды, обладая наибольшей степенью самостоятельности, позволяют перейти к формированию динамической сетевой структуры управления в организации. [14]
Рис. 2.1.1. Матрица «Делегирование функций управления - знания и умения»[1]
Самонаправляемые рабочие команды
Самонаправляемая рабочая команда – это группа людей, которая обладает всеми умениями, знаниями, полномочиями и обязанностями, необходимыми, чтобы выполнить законченную часть работы. Команда планирует и выполняет работу, реализует многие функции контроля и управления. Члены команды регулярно (раз в неделю или ежедневно) встречаются для идентификации, анализа и решения проблем. Они формируют рабочий график, устанавливают цели, формируют структуру команды, координируют работу с другими отделами, поставщиками, потребителями и пр. Необходимой составной частью деятельности самонаправляемой рабочей команды является опережающий образовательный процесс.
В ряде работ, посвященных теории и практике рабочих команд, очень удачно обозначен характер изменения приоритетов в организации при переходе на концепцию рабочих команд с помощью сравнительной таблицы. Табл. 2.2.1 представляет собой аналогичное сравнение, откорректированное с учетом сегодняшнего уровня развития теории и практики рабочих команд.
Таблица 2.2.1 Изменение приоритетов в организации при переходе к командной работе
Приоритеты традиционного менеджмента |
Приоритеты командной работы |
Задачи и технология |
Люди |
Люди - необходимый ресурс |
Люди – важнейший ресурс |
Контроль менеджерами |
Вовлечение команды |
Заданность операций |
Самоконтроль |
Многоуровневое управление |
Горизонтальная структура |
Автократический стиль |
Партисипативный стиль |
Директива |
Консенсус |
Власть над рабочими |
Помощь в работе |
Конкуренция |
Кооперация |
Узкая специализация |
Кооперация |
Стабильность и предсказуемость |
Постоянные изменения, инновации |
Организационная ориентация |
Ориентация на потребителя |
Квалификация по одной специальности |
Постоянное обучение |
Регулирующие правила |
Гибкость |
Улучшение при необходимости |
Постоянное усовершенствование |
Приемлемое качество и сервис |
Ориентация на качество и сервис |
"Делать вещи правильно" |
"Делать правильные вещи" |
"Что я должен делать?" |
"Как мы можем работать быстрее?" |
"Это ТОЛЬКО работа" |
"Это МОЯ работа" |
"Я только работаю здесь" |
"Я и есть компания" |