Проект, как и сам будущий интеллектуальный продукт, моделируемый в этом проекте, имеет жизненный цикл. Фазами (этапами) жизненного цикла проекта являются:
1) Разработка замысла проекта;
2) Постановка цели (целей) проекта;
) Подготовка (разработка) проекта;
) Реализация (осуществление) проекта;
) Достижение (завершение) поставленных целей проектом.
Реализация метода проектного управления основана на методологии, использование которой требует от персонала, ее реализующего, не только общих профессиональных знаний в области менеджмента, но и специфических знаний инновационных технологий. Это вытекает из того, что управление проектами и программами включает:
1) Определение цели проектов и программы и обоснование их;
2) Структурирование цели (редуцирование цели) и установление рациональной структуры программы;
) Оценку необходимых объемов и источников финансовых, материальных и нематериальных инвестиций;
) Осуществление подбора исполнителей, подготовку и осуществление контактов с ними;
) Определение сроков выполнения проектов и программы;
) Определение затрат ресурсов по подцелям проекта и видам предусмотренных в них работ;
) Оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков;
) Организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы;
) Обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта [10, с. 60].
Обобщенную технологию разработки бизнес-плана можно представить в виде схемы рисунке 3 [11, с.146].
Рисунок 3 технология разработки бизнес-плана
Для достижения задач оперативного планирования требуется четкая организация самого процесса составления планов и контроля за их выполнением. По сути, планирование - это план действий и способ достижения определенной цели [9, с.24].
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще откажутся рассматривать заявки на выделение средств, если станет известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель, лишь подписал его.
Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя [18, с.30].
При бизнес-планировании выделяют следующие технологические процессы (этапы):
. Сбор и анализ предварительной информации.
. Подготовка технического задания и календарного плана на разработку бизнес-плана.
. Сбор детальной информации по всем разделам бизнес-плана.
. Анализ, обработка информации, подготовка разделов бизнес-плана.
5. Подготовка оформления бизнес-плана.
6. Контроль содержания разделов и безошибочности финансовых расчетов.
. Подготовка нескольких вариантов бизнес-плана (в зависимости от целевой аудитории).
. Печать, прошивка копий бизнес-плана.
Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.