Задачи анализа при разработке и мониторинге бизнес-плана являются:
1) Обосновать и заложить в план контрольные показатели с разбивкой по месяцам, кварталам и годам;
2) Установить допустимые отклонения, а затем измерять в ходе реализации плана отклонений, получаемые на практике, выявляя недопустимые;
) Определять причины серьезных отклонений, превышающих допустимые;
) Предлагать меры для исправления положения и ликвидации несоответствий между поставленными целями и достигнутыми результатами [1, стр.268].
В приложении г приведена таблица г.1 взаимосвязей разделов содержания бизнес-плана и задач анализа.
Рассматривая организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде.
Характерные черты эффективной организации хозяйственной сферы, отражающие современные тенденции ее развития в рыночной экономике, представлены на рисунке 4 [8, стр.38-39] .
Вряд ли можно назвать метод анализа состояния организации, который мог бы сравниться со swot-анализом по эффективности и простоте применения. Аббревиатура в названии метода происходит от слов «strength», «weakness», «opportunities», «threat» (сила, слабость, возможности, угроза).
Под силой организации понимают совокупность навыков работников организации, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и др. Все перечисленное представляет собой активы организации в конкурентной борьбе.
Слабость - отсутствие чего-то важного в работе организации или нечто, ставящее ее в неблагоприятное положение. Это пассивы.
Возможности организации заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и нейтрализации слабых сторон.
Угроза проявляется:
· в наличии у конкурентов более дешевых технологий;
· во внедрении конкурентами производства и реализации
· Лучших продуктов;
· в принятии новых правил, наносящих ущерб организации
больше, чем другим;
· повышении процентных ставок и возможном поглощении;
· демографических изменениях;
· изменениях курсов иностранных валют;
· политических переменах в стране и др.
Рисунок 4 характерные черты эффективной организации
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить, с одной стороны, связь между потенциалом и проблемами организации, с другой - между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить варианты успешного существования и перспектив развития.
Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, дальнее окружение - опосредованное воздействие.
Для изучения окружения чаще всего проводят pest-анализ. Аббревиатура pest представляет собой сочетание первых букв слов «policy», «economy», «society», «technology» (политика, экономика, социум (общество), технология).
Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в изменении положения государства в международном сообществе, но и в отношениях организации со всеми ветвями власти.
Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляются в скорости изменения курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования банка России и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.
Социальные факторы внешней среды в значительной степени связаны с изменением базовых социокультурных параметров, образа жизни и среды обитания населения, а также с изменением демографической ситуации в стране и в конкретном регионе.
Все четыре указанных фактора внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменение одного из факторов может создать новые возможности для организации, а может нести новую угрозу.
Анализ внутренней среды организации нужно проводить по двум направлениям: анализ эффективности переработки основных видов ресурсов в организации и анализ уровня менеджмента организации. В качестве ресурсов целесообразно рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации. Подобный анализ внутренней среды называют прим-анализом (переработки ресурсов и менеджмента) [8, стр.26].
Обратим внимание на то, что экономическая и социальная ситуация, в которой работают предприятия региональных хозяйственных комплексов, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методик составления бизнес-плана, поэтому нужна их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.