конкурентов);
· тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;
· рост продаж организации более быстрыми (медленными) темпами, чем на рынке в целом;
· размер кредитов;
· репутация в глазах потребителей;
· лидерство (в технологии, инновациях, качестве и др.) [1, с.43-45].
План оценки коммерческой эффективности проекта можно представить так, как на рисунке 5. Получите льготный кредит на сумму до 300 млн рублей по ставке от 3%, сайт: i.moscow
при анализе любого инвестиционного проекта желательно использовать для проверки сделанных прогнозов информацию об аналогичных проектах и компаниях. Если цель анализа - привлечение банковского кредита, то на этом работа эксперта и заканчивается. Но если проект должен быть представлен потенциальным или текущим акционерам, то обязательное продолжение традиционных расчетов - это оценка создаваемого бизнеса как с помощью спрогнозированных денежных потоков (на основе продленной стоимости), так и на основе рыночных аналогов. И чем ближе будут друг к другу перечни аналогов, применяемых на этапе прогнозирования доходов и на этапе оценки бизнеса, тем выше будет качестве расчетов [13].
Рисунок 5 план оценки эффективности проекта
Финансовую оценку эффективности бизнес-плана производят, прибегая к расчету основных финансовых коэффициентов.
Сами по себе в отдельности финансовые соотношения не несут достаточно информации. Но, анализуя их за определенный период времени и сравнивая со значениями аналогичных показателей других компаний, действующих в той же отрасли, можно оценить тенденции развития предприятия и эффективно им управлять.
Для расчета основных финансовых коэффициентов используются данные, представленные в консолидированных «отчете о прибылях и убытках», «балансе» и «отчете о финансовых результатах».
Показатели ликвидности характеризуют способность компании удовлетворять претензии держателей краткосрочных долговых обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности, % (cr) рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства:
Cr=tca/tcl, (1)
Где tca- оборотные средства;
Tcl- краткосрочные обязательства.
Коэффициент срочной ликвидности, % (qr)- отношение наиболее ликвидной части оборотных средств к краткосрочным обязательствам:
qr=(tca-i)/tcl, (2)
Где i- стоимость запасов.
Чистый оборотный капитал, д.е.(nwc)- разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязательствами:
Nwc=tca-tcl. (3)
Показатели платежеспособности предприятия- способности предприятия отвечать по долгосрочным обязательствам без ликвидации долгосрочных активов. Коэффициент покрытия процентов или коэффициент защищенности кредиторов, раз (tie), характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит и показывает, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель также позволяет определить допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.
Tie=(p&т)/i, (4)
Где p&т- прибыль от выплаты процентов и налогов; i- проценты по кредитам. Коэффициент рентабельности показывает, насколько прибыльна деятельность компании.
Коэффициент рентабельности валовой прибыли,% (gpm), демонстрирует долю валовой прибыли в объеме продаж предприятия:
Gpm=gp/ns, (5)
Где gp- валовая прибыль;
ns- суммарная выручка.
Коэффициент рентабельности чистой прибыли,% (npm), демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж:
Npm=pat/ns, (6)
Где pat- чистая прибыль.
Основными интегральными показателями эффективности инвестиционных проектов являются:
Период окупаемости проекта (рв)- время, которое требуется для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, рассчитанного по проекту
Pb=ii/aci, (7)
Где ii- инвестиционные затраты; асi- ежегодные поступления
Дисконтированный период окупаемости (dpb) - рассчитывается также как срок окупаемости, в этом случае денежный поток дисконтируется. Этот показатель дает более реалистичную оценку периода окупаемости: