История развития информационных систем в управлении и цели их использования на разных периодах представлена в табл. 2.1. Процессы, обеспечивающие работу информационных систем, условно можно представить в виде схемы (рис. 2.2).
Классификация информационных технологий является методологической основой выбора и использования технологии при решении задач документационного обеспечения управления.
Возможна следующая классификация информационных технологий:
по функциям обеспечения управленческой деятельности (технология подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров; технология подготовки презентаций на основе графических процессоров; технология подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров и т. д.);
История развития ИС в управлении
Таблица 2.1.
Период времени |
Концепция использования информации |
Вид информационных систем |
Цель использования |
1960-1970 |
Подготовка отчетов |
Управленческие информационные системы для производственной информации |
Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970-1980 |
Управленческий контроль |
Системы поддержки принятия решения. Системы для высшего звена управления. |
Выработка наиболее рационального решения |
1980-2010 |
Стратегическая информация |
Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы |
Выживание и процветание организации |
по типу пользовательского интерфейса (командный, графический интерфейс пользователя, интерфейс поисковых систем);
по обслуживанию предметной области (страховая деятельность, банковская деятельность и т. д.).
Рис. 2.2. Процессы в информационной системе.
Одной из важнейших составляющих корпоративной информационной системы является система электронного управления документами (ЭУД). Организация работы с документами - это составная часть процессов управления и принятия решений, существенно влияющая на оперативность и качество управления. Документы поступают в организацию, создаются сотрудниками, передаются для согласования или исполнения из подразделения в подразделение, поступают к руководству для принятия решения или утверждения и отправляются из организации.
Число организаций, где внедрена система электронного документооборота, увеличивается, растет количество автоматизированных рабочих мест. Если ранее сферой применения систем электронного документооборота был в основном крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до небольших предприятий.
Системы электронного управления документами (ЭУД) обеспечивают процесс создания, управления доступом и распространения больших объемов документов в компьютерных сетях, а также обеспечивают контроль над потоками документов в организации. Часто эти документы хранятся в специальных хранилищах или в иерархии файловой системы. Типы файлов, которые, как правило, поддерживают системы ЭУД, включают текстовые документы, электронные таблицы, аудио-, видеоданные, графические объекты и документы Web. Системы ЭУД включают: