Компании при изучении состояния спроса на свои товары и задачи маркетинга приходится решать следующим образом в зависимости от конкретного состояния на те или иные услуги компании.
. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его.
Задача маркетинга ― проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему.
Задача маркетинга ― отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг.
Задача маркетинга ― оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
. Падающий спрос. В своей деятельности сталкивается с падением спроса на один или несколько своих товаров. В этом случае они анализируют причины падения конъюнктуры и определяют, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара или установления более эффективной коммуникации.
Задача маркетинга ― обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
. Нерегулярный спрос. Когда сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик.
Задача маркетинга ― изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.
Задача маркетинга ― поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
. Чрезмерный спрос. Иногда на некоторые товары и услуги уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Тогда компания прибегает к демаркетингу, а именно, изыскивают способы временного или постоянного снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос, прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сократить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга ― не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень.
Прогнозирование спроса в компании осуществляется путем анализа уже имеющейся информации (бухгалтерский баланс, рост продаж, увеличение или уменьшение количества клиентов и т. д.) этим в компании занимаются аналитики.