Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование новых потребностей. С ними связаны тенденции роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
Для того чтобы в наиболее короткие сроки с минимальными вложениями выйти на намеченные рыночные рубежи, многие компании сосредоточивают свои усилия на трех главных направлениях:
) комплексная автоматизация производственных процессов;
) совершенствование форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы;
) развитие кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника.
Именно такая концентрация ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.
Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями по сути дела уже начался и развивается по ряду направлений, в числе которых можно отметить следующие:
. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. Для этого в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные структурные единицы (отделения), полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями, включая аналогичные самостоятельные подразделения своей компании.
В относительно же небольшом центральном органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.
. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация деятельности. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования».
Широкое распространение среди крупных компаний получило создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.
Эти предприятия могут создаваться как самостоятельные, так и по соглашению с другими компаниями, как бы на «кооперативных» началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.
. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций компании среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.