Существенные изменения в сложившуюся ситуацию призван внести недавно принятый Федеральный закон «Об объединениях работодателей». Он дает возможность работодателям более активно участвовать в социальном диалоге как в плане полноценного представительства, так и в плане ответственности за выполнение принимаемых обязательств. Назрела необходимость в принятии на федеральном уровне закона о профориентации, закона о профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт должен стать системообразующим документом нормативной базы развития кадрового потенциала.
Заключение
Завершая обзор проблем занятости, характерных для одного из российских регионов (г. Челябинска), отметим следующее.
На современном этапе политику занятости в городе и в целом по России, можно охарактеризовать, в основном, как пассивную, направленную на обслуживание безработных, содействие их найму на работу и обеспечение пособиями по безработице. Одна из причин здесь в существующем законе «О занятости населения в РФ», в котором основное внимание уделяется социальным гарантиям безработных, а не активным методам осуществления политики занятости. Закон не говорит об ответственности и инициативе самого человека в поиске доходного занятия. С другой стороны, не могут рассматриваться в качестве незанятых крестьяне, имеющие имущественный пай или земельный надел, не может быть признан безработным гражданин, занимающийся частным извозом на собственном автомобиле или сдающий в наем квартиру. Но это уже вопрос контроля. Вместе с тем назрела необходимость совершенствования комплекса мер по обеспечению защиты прав трудящихся, вынужденно работающих в условиях неполной занятости, и повышения ответственности работодателей.
Подводя итог, хотелось бы четко выделить проблемы развития российского рынка труда, требующие серьезного внимания всех участников института социального партнерства:
- определение и стимулирование приоритетных направлений экономического развития страны и отдельных территорий с учетом отечественной занятости;
- разработка и утверждение федеральной комплексной программы содействия занятости населения с приоритетами мер активной политики занятости и адекватным развитию рынка труда финансированием из страховых, бюджетных и внебюджетных источников;
- разработка и утверждение федеральной программы развития человеческих ресурсов страны (и в регионах), в которую бы вошли системы профессиональной ориентации населения, непрерывного профессионального образования как неотъемлемой составляющей государственной политики занятости;
- разработка балансов трудовых ресурсов и научно обоснованного государственного заказа на подготовку кадров в профессионально-квалификационном разрезе в соответствии с профессиональными стандартами.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ за январь-декабрь 2004 года
[24]
Отчетный период текущего года, человек |
Соответствующий период предыдущего года, человек |
В % гр.1 к гр.2 | ||
А |
1 |
2 |
3 | |
НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА: | ||||
01 |
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете |
1863632 |
1744850 |
106,8 |
из них: | ||||
02 |
безработные |
1638889 |
1499749 |
109,3 |
03 |
из них лица, которым назначено пособие по безработице |
1304937 |
1293150 |
100,9 |
ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД: | ||||
04 |
Поставлено на учет - всего |
6603560 |
6033909 |
109,4 |
05 |
из них не занятых трудовой деятельностью |
4950974 |
4385084 |
112,9 |
06 |
Признано безработными |
3255358 |
2752805 |
118,3 |
07 |
Назначено пособие по безработице |
3274308 |
2727796 |
120,0 |
08 |
Снято с учета, всего |
6324160 |
5915127 |
106,9 |
в том числе: | ||||
09 |
нашли работу (доходное занятие] |
4154477 |
4026853 |
103,2 |
10 |
из них безработных |
1430703 |
1360543 |
105,2 |
11 |
оформлено безработных на досрочную пенсию |
41275 |
28932 |
142,7 |
12 |
направлено на профессиональное обучение |
375121 |
371008 |
101,1 |
13 |
из них безработных |
368132 |
362779 |
101,5 |
14 |
по другим причинам |
1753287 |
1488339 |
117,8 |
15 |
из них безработных |
1133803 |
861411 |
131,6 |
НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА: | ||||
16 |
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете |
2143139 |
1863632 |
115,0 |
из них: | ||||
17 |
не занятые трудовой деятельностью |
2108667 |
1823075 |
115,7 |
18 |
из них в трудоспособном возрасте |
2085564 |
1799853 |
115,9 |
19 |
безработные |
1920303 |
1638889 |
117,2 |
20 |
из них лица, которым назначено пособие по безработице |
1623936 |
1304937 |
124,4 |
СПРАВОЧНО: | ||||
21 |
Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках в отчетном периоде |
6570076 |
6504451 |
101,0 |
22 |
Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках на конец отчетного периода |
788309 |
804179 |
98,0 |
А |
1 |
2 |
3 | |
23 |
Среднемесячная численность безработных, которым произведены выплаты пособия по безработице, в январе- ноябре |
1353986 |
1284260 |
105,4 |
24 |
в том числе в минимальном размере |
902266 |
754730 |
119,5 |
25 |
Среднемесячная численность безработных, которым произведены выплаты материальной помощи в январе-ноябре |
21329 |
3038 |
702,1 |
26 |
Среднемесячная численность граждан, которым произведены выплаты стипендии в январе-ноябре |
84078 |
84664 |
99,3 |
27 |
в том числе в минимальном размере |
60593 |
57188 |
106,0 |
28 |
Численность лиц, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости в отчетном периоде |
366462 |
370157 |
99,0 |
29 |
Из числа закончивших обучение, признано безработными в отчетном периоде |
5949 |
6962 |
85,4 |
30 |
Численность лиц, проходящих обучение по направлению службы занятости на конец отчетного периода |
37505 |
35715 |
105,0 |
31 |
Численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации в последнем месяце отчетного периода |
410790 |
396303 |
103,7 |
32 |
Численность лиц, завершивших участие в общественных работах в отчетном периоде |
647475 |
620668 |
104,3 |
33 |
Численность лиц, принимавших участие в общественных работах на конец отчетного периода |
3673 |
4353 |
84,4 |
34 |
Предполагаемая численность безработных граждан, состоящих на учете на конец периода следующего за отчетным |
1949873 |
1662444 |
117,3 |