Одно лишь знание структуры управленческого взаимодействия, задач, которые приходится решать, средств решения этих задач само по себе еще не гарантирует достижения цели. Надо уметь эти знания эффективно, целенаправленно использовать, а это не так просто. Ведь управленческого взаимодействие - это сложнейшая, зачастую противоречивая область человеческих отношений.
Успех управленческого взаимодействия в решающей степени зависит от правильной организации его подготовки и проведения. А это в свою очередь требует продуманной стратегии и тактики, поскольку деловое взаимодействие строится в виде отношений между партнерами, имеющими собственные и в чем-то несовпадающие интересы.
Стратегию управленческого взаимодействия составляет определение главной (конечной) цели и способов ее реализации, принятие генерального решения планирование цепочки последовательно решаемых задач, действий и операций, приводящих к достижению цели. Тактика управленческого взаимодействия подчинена стратегии и следит задачам планирования мероприятий, действий и операций с использованием определенных видов делового общения для решения промежуточных задач на пути к достижению цели.
Проведение стратегии и тактики сочетает в себе науку и искусство: наука - это те знания, на которых строится организация делового взаимодействия, а искусство - это особое умение в каждом конкретном случае так использовать эти знания, чтобы даже малыми средствами и затратами решать поставленные задачи и достигать значительных результатов. Не случайно говорят о таланте организатора применительно к тем, кто обладает таким умением.
Стратегическая задача заключается в том, чтобы всю цепочку последовательно проводимых мероприятий подчинить достижению конечной цели. Приходится смириться с большим объемом организационных работ, принимая во внимание, что в управленческом взаимодействии нет мелочей. Здесь важно все предусмотреть, ничего не упустив. Всякое упущение, даже на первый взгляд казавшееся мелким и незначительным, может приводить к весьма неприятным последствиям. Поэтому ничего не должно оставаться «в голове», все, без исключения, что должно быть сделано для успеха мероприятия, должно быть включено в план его подготовки и проведения с указанием срока и ответственного за исполнение. Планируемый срок должен быть реальным для исполнения. Полезно планировать параллельное, то есть в одни и те же сроки, выполнение пунктов различными исполнителями, что ускорит подготовку мероприятия.
Успех управленческого взаимодействия зависит от правильной, целесообразной организации его подготовки и проведения, правильно выбранной, целесообразной стратегии и тактики, а это в свою очередь зависит от того, насколько правильны, целесообразны были принятые решения. Принятие решений является одним из важнейших компонентов организации управления.
Одной из основных функций организации управления управленческим взаимодействием на всех его стадиях является принятие целенаправленных решений. При этом осуществляется выбор целей и наиболее приемлемых способов действий, направленных на их достижение.
Субъектом управления, принимающим решения, может быть отдельный человек, группа лиц (коллегия, собрание, съезд), организация (комитет). Принятие решения может происходить на основе единоначалия, но может и на основе партнерских отношений. Есть ли тут какая-нибудь разница?
Рассмотрим сначала особенности принятия решения как волевого акта.
Субъект управления в процессе достижения поставленной цели на различных этапах своей деятельности принимает решения, то есть осуществляет выбор наиболее приемлемого из возможных способов действий. Такой выбор может иметь место, если существует не менее двух способов достижения цели. В противном случае выбор, а стало быть и принятие решения потеряют смысл. Если существует один-единственный способ достижения цели, тут и решать нечего.