Представление о квалификационных требованиях к офис-менеджеру даёт анализ программ подготовки и повышения квалификации в различных образовательных организациях, оперативно отреагировавших на возникновение спроса на работников указанной специальности. Программы различаются объёмом подготовки, составом изучаемых дисциплин, требованиями к уже имеющейся подготовке слушателей. При всём их разнообразии они достаточно полно характеризуют необходимые для офис-менеджера представления, знания и навыки. Это иллюстрирует следующая примерная курсовая программа, в наибольшей степени отражающая содержание осуществляемой профессиональной подготовки офис-менеджера. [7]
Примерная курсовая программа профессиональной
подготовки офис-менеджера
Название раздела программы |
Содержание раздела программы |
Современный офис. Служебные обязанности офис-менеджера |
· современный офис, назначение и задачи работы офиса; · виды современных организаций и место офис-менеджера в них; · личные качества офис-менеджера; · современные принципы управления; · функции менеджмента “планирование”; · методы стратегического и тактического планирования; · функции менеджмента “контроль”; · цели, способы, признаки и последствия контрольных мероприятий |
Организация, технология и психология управления персоналом офиса |
· функции менеджмента “организация”; · виды, достоинства и недостатки организационных структур; · построение организационной структуры офиса; · функции (основные направления деятельности) офис-менеджера; · зонирование офиса; · функция менеджмента “управление”; · норма управляемости; · сфера деятельности и виды ответственности сотрудников офиса; · делегирование полномочий и ответственности; · этика деловых взаимоотношений в рабочей группе |
Сопровождение персонала офиса: кадровое планирование, подбор, расстановка и сопровождение персонала |
· определение потребности в персонале, кадровое планирование; · штатное расписание и другие организационные документы; · разработка требований к персоналу, должностные инструкции; · методика поиска, набора и отбора персонала; · определение психотипов; · учёт личностных характеристик при подборе и расстановке кадров; · задачи и способы адаптации, ориентации и социализации сотрудников; · обучение персонала; · управление карьерой персонала |
Мотивация персонала. Управление конфликтами |
· функция менеджмента “мотивация”; · структура мотивационного процесса; · классификация потребностей; · классификация стимулов; · мотивационные методы и мотивационные стратегии; · потребности, мотивирующие руководителя; · типы менеджеров и их место в современном управленческом поле; · стили взаимоотношений в рабочей группе; · стадии развития группы и действия менеджера на каждой из них; · классификация конфликтов; · реальные конфликты, их причины и способы разрешения и предупреждения; · нонреальные конфликты; черты характера, их провоцирующие; способы их предупреждения; · стили поведения в конфликтной ситуации; выбор оптимального стиля; · стадии развития группы и действия менеджера на каждой из них; · признаки образования и способы деструктуризации негативно ориентированной группы |
Документационное обеспечение управления. Основы делопроизводства |
· цели, задачи и основные принципы организации делопроизводства; · роль офис-менеджера в организации работы с документами в фирме; · классификация документов; · общие требования к оформлению документов, реквизиты документов, бланки документов; · ГОСТ Р 6.30-2003 |
Оформление документов. Организация документооборота в фирме |
· особенности составления, разновидности и структура текста некоторых видов документов: докладная записка, приказ, протокол, акт, служебное письмо; · основные принципы организации документооборота в фирме; · номенклатура дел; · регистрация документов; · контроль исполнения документов; · организация текущего и архивного хранения документов; · эффективность документооборота; · конфиденциальное делопроизводство |
Хозяйственная работа офис-менеджера |
· организация снабжения офиса; · анализ предложения, структура цены товара, система скидок; · организация системы хранения, учёта и выдачи предметов и средств труда; · полная материальная ответственность, передача товароматериальных ценностей от одного материально ответственного лица другому; · инвентаризация хозяйства офиса; · материально-техническое обеспечение переговоров и презентаций; · участие офис-менеджеров в этих мероприятиях |
Практика договорной работы офис-менеджера |
· понятие договора, виды договоров, заключаемых с участием офис-менеджера; · форма договора на примере договора купли - продажи; · документальное подтверждение исполнения договорных обязательств; · виды ответственности за неисполнение обязательств, понятие и виды сделок; · обязательная письменная форма сделок – цель и способы: доверенность – накладная, гарантийное письмо; · договор и соглашение; · договор поставки и договор купли-продажи, форма договора на примере договора купли-продажи; · преамбулы договора, существенные условия договора, момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю; · момент исполнения стороной договорных обязательств · способы принудительного исполнения договоров; · последствия недействительности договоров; · виды ответственности за неисполнение обязательств: возмещение ущерба, выплата неустойки, формы и разновидности неустойки; · форс-мажор: понятие, механизм действия, последствия возникновения форс-мажорных обстоятельств для всех контрагентов. |
Основы бухгалтерских знаний для офис-менеджера |
· методы бухучёта; · порядок получения товароматериальных ценностей; · правила оформления и методика проверки доверенности; · денежные средства на расчётном счёте; безналичные платежи; · денежные средства в кассе, первичные кассовые операции, наличные платежи; · денежные средства на валютном счёте; · документы, сопровождающие эти операции; · составление авансовых отчётов |
Деловой этикет |
· общение и этика; · приоритеты этикета; · правила поведения в офисе; · офисный стиль одежды; · вербальный этикет; · встреча гостей и партнёров; · оформление и использование визитных карточек |
Технические оснащения современного офиса |
· факс, автоответчик, телефон; · ксерокс; · мини-АТС; · диктофон; · устройство ПК; · операционные системы; · начало и завершение работы с операционной системой Windows 2000/Me/XP; · работа с клавиатурой и манипулятором «мышь» |
Организация хранения информации. Работа с офисными приложениями и Интернетом |
· рабочий стол и его структура; · работа с меню и окнами «Мой компьютер», «Проводник»; · открытие папок и файлов, создание папок, переименование папок и файлов, перемещение и копирование папок и файлов, удаление файлов, восстановление файлов, поиск файлов; · запуск программ, обзор вспомогательных программ; · операция с файлами и прикладными программами; · создание ярлыков и использование ярлыков; · общие сведения о других программах MS Office 2000; · обзор возможностей мультимедиа, использование справочной системы; · исправление ошибок файлов структуры (Scan Disk); · архивация файлов в операционной системе Windows, запуск программ в командной строке; · борьба с компьютерными вирусами и профилактика «заражения» ПК; · особенности системы Windows 2000/Me/XP; · организация совместного доступа к устройствам и папкам; · использование электронной почты в локальной сети (MS Exchange), приём и отправка простых писем по электронной почте; · создание сложных писем; · присоединение файлов к электронному письму |