. Переход конкуренции в неценовые формы. Эта тенденция приводит к возрастанию роли и значимости непосредственного продавца турпродукта, осуществляющего контакт с клиентом и управляющего его поведением.
. Тенденции в развитии рынков туроператоров и турагентов имеют сложный, постоянно изменяющийся характер и оказывают значительное влияние как на специфику использования маркетинга в туризме вообще, так и на особенности построения взаимоотношений с клиентами в частности.
. Динамичность отрасли является даже не тенденцией эволюции туриндустрии, а ее неотъемлемой характеристикой, присущей ей по определению. Туризм представляет собой крайне подвижную и динамично меняющуюся систему, что требует от менеджмента туристских предприятий постоянного контроля за текущей и перспективной ситуацией, гибкости, адаптивности, умения быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, корректировать технологии работы и т. д.
. Повышенная конкурентность турпредприятий приводит к тому, что клиент легко переходит от одной фирмы к другой, к отсутствию «властных» рычагов удержания клиента.
Сегодня на первый план выходит концепция социально-этического маркетинга, которая утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенностью более эффективными и продуктивными (чем у конкурента) способами с одновременным сокращением или укрепления благополучия потребителей и общества в целом.
Рис. 1.1. Три фактора, лежащие в основе концепции социально-этического маркетинга
Концепция социально-этического маркетинга требует сбалансирование всех трех факторов: прибыли фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции некоторые компании добились значительного роста продаж и доходов. Предприятие, решившее использовать концепцию социально-этичного маркетинга, должно четко сформулировать этические правила, которым оно будет следовать в своих отношениях с рынком. Эти нормы особенно актуальны в сфере маркетинга, так как именно через маркетинг осуществляется взаимосвязь с потребителями, деловыми партнерами, организация продаж и создание рекламы.
Этическая проблема возникает каждый раз, когда появляется возможность пренебречь моральными нормами для получения прибыли:
· нарушение существующего законодательства;
· нарушение общественных моральных норм;
· нарушение обязательств;
· разрушительный характер действий;
· ущерб лицам или организациям;
· игнорирование прав собственности, защиты личной жизни, а также неотъемлемых прав потребителей;
· снижение благосостояния другого лица или группы лиц;
· отсутствие поиска альтернативного действия.
В интересах фирмы сделать выбор в пользу этичного поведения, не только из моральных соображений, но и потому, что отказ от этой позиции может повлечь серьезные потери (падение продаж, утрата доверия и т. п.).
Особое значение концепция социально-этичного маркетинга приобретает в туристской сфере, так как среди других сфер человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования.
Анализ концепций маркетинга позволяет сделать вывод, что произошел перенос акцента с производства на коммерческие усилия, долгосрочное благополучие индивидуальных потребителей и общества в целом.
Одной из главных составляющих сферы туризма является турпродукт. Туристский продукт - один из многих предметов потребления (товаров, предлагаемых производителями покупателям для непосредственного потребления). Туристский продукт не считается продуктом повседневного использования. Это определяется не только тем, что каникулы или отпуск мы получаем только один или два раза в год. Как уже отмечалось, путешествие относится к праздничной, неординарной, исключительной сфере человеческой жизни, которая удовлетворяет потребности высшего порядка (например, самореализации, развития, удовлетворенности жизнью). Существенным оказывается то, что каждый потребитель субъективно оценивает качество обычного продукта через собственное восприятие, а отдых повсеместно признается чем-то гораздо более значимым, что не должно быть испорчено необдуманным или поспешным приобретением.