Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. В отечественной социальной философии пока нет единых общепринятых принципов деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчаты и неопределенны, что делает возможным множественность вариантов названной классификации. Часть ученых осуществляет выделение видов культуры сообразно видам человеческой деятельности. И как один из возможных аспектов рассмотрения это вполне оправданно. Учитывая явную специфику последних, есть достаточные основания для рассмотрения культуры труда и культуры досуга, культуры экономической и культуры политической, культуры эстетической и культуры нравственной, а также иных видов культуры, связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности. Анализу подлежат их содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния. В то же время это лишь один из возможных принципов выделения. И он не единственный. Для нашего исследования наиболее интересна следующая структура культуры (см. рис. 1.3).
Коммуникативную культуру можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Она может выступать как часть народной культуры, в то же время выступать как диалог культур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора - коммуникативной культуры.
Носители культуры |
Вид культуры |
Источник формирования культуры |
Материальная |
Общечеловеческая (мировая) |
Профессиональная |
Духовная |
Культура национальной группы |
Народная |
Культура малой группы | ||
Территориальная | ||
Национальная | ||
Культура одного человека |
Рис. 1.3. Структура культуры
Становление профессиональной культуры как части общей культуры невозможно без развитой коммуникативной культуры. А ее формирование происходит в процессе обучения, где коммуникативная культура является носителем информации и предметом изучения. Следовательно, коммуникативная культура является основополагающим компонентом профессиональной культуры. Наряду с видами культуры нами были рассмотрены ее функции, в которых сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества (см. рис. 1.4).
Рис. 1.4. Функции культуры
Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и определяются остальные функции - передача социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность. Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.