Потерянное прощение
Как-то я спросил у одного из менеджеров-американцев, в чем состоит секрет очевидно успешной политики его отдела. Он посмотрел мне прямо в глаза: «Мы загружаем сотрудников работой и «вешаем» на них большую ответственность. Конечно же, они делают ошибки, но мы не можем проверять каждый их шаг, да и не стремимся к этому. Они учатся. Мы прощаем их ошибки. А они стремятся не повторять их».
Это было необычно. Слишком много организаций используют для того, чтобы фиксировать наши ошибки и наши провалы, сложные схемы оценок и тайные картотеки. Основная их цель - жесткая критика наших действий, направленная на то, чтобы запугать нас или заставить удвоить, а еще лучше утроить усилия. Добьются ли они этого - вопрос, а очевидный результат состоит в том, что в будущем мы вряд ли ввяжемся в сколько-нибудь рискованное предприятие. Не будет экспериментов, не будет проверки новых идей - не ждите ни изменений, ни обучения - как в организациях, так и в семьях.
Давно доказано: если вы вознаграждаете хорошее и игнорируете или забываете плохое, то хорошее будет случаться чаще, а плохое постепенно исчезнет. Когда в одном из школьных классов возникли сложности, руководство решило проверить, каким образом учитель распределяет поощрения и порицания. Оказалось, вполне справедливо - правда, все поощрения были за успехи в учебе, а все порицания - за поведение. Учителей попросили отказаться от наказаний, отмечать успехи в учебе и хорошее поведение; проступки же школьников просто игнорировались. И спустя несколько недель дисциплина в классе значительно улучшилась.
Но прощать самих себя значительно труднее, чем других людей. Это обстоятельство - одно их основных препятствий на пути к изменениям. Мы должны смириться со своим прошлым, но для этого придется повернуться к нему спиной. На новом этапе жизни организации нередко изменяют свои названия, люди покупают новые дома или разводятся (вновь вступают в брак). И тогда казавшиеся драматическими обстоятельства отходят на второй план. Благопристойный способ «усыпить» прошлое - альбом для наклеивания вырезок. А усыпив его, мы получаем возможность двигаться вперед.
Заключение
В своих работах Чарльз Хэнди анализирует будущее организаций и особенности процесса труда в периоды конфликтов, сдвигов и постоянных изменений. В сравнении с сочинениями всех виднейших теоретиков менеджмента его книги имеют наибольшую гуманистическую направленность и в наименьшей мере могут считаться «научными». Он предлагает ценный паллиатив как формальному рационализму, по-прежнему во многом являющемуся неотъемлемой особенностью делового мира, так и для стимулов к изменениям любой ценой, присутствующим в сочинениях многих его научных коллег. Исследования Чарльза Хэнди заключаются в поиске мира, в котором изменения и вечное движение являются нормальными и желательными явлениями. Он верит в возможность примирения преемственности и парадоксальности и в достижение гармонии в организациях, экономике и обществе.
Последние работы Хэнди отражают растущую тревогу, обусловленную стремительными социальными и техническими изменениями, глобализацией и высоким уровнем безработицы. В 80-90 гг. оптимистическое видение экономических целей и личных перспектив стало постепенно уступать место сомнениям. Рост «деклассированного» класса внес изменения в структуру общества. Качество рабочей жизни падает но мере того, как большинство новых работ не обеспечивает ощущения собственного достоинства, защищенности и уровня оплаты, необходимого для процветания личности. В теории менеджмента положение о том, что организация, использующая наемный труд, может служить средоточием общественной и / или личной идентификации, становится все более сомнительным. Хэнди попытался проанализировать возможности, опасности и вероятные социальные аспекты зарождающегося постиндустриального общества.