Были разработаны основы личной тектологии - науки об организации индивидом своей жизнедеятельности, исходным пунктом которой считалось сознание и самосознание. С самосознанием связано самопознание и самовоспитание. У каждого человека есть своя маленькая, стихийно построенная тектология, которую не следует считать индивидуальной, так как человек получает ее из социальной среды через общение с другими людьми (А. Богданов).
Ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости создания собственного кадрового резерва, подчеркивая, что специалистов нужно готовить, учить, распознавать настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической сметкой, умеющих налаживать крепкую и дружную совместную работу большого коллектива людей. "Только таких людей, после десятикратного испытания, надо, двигая их от простейших задач к труднейшим, выдвигать на ответственные посты руководителей управления".
Л. Жданов одним из первых в отечественной и мировой литературе в области управления поставил вопрос о "психологическом профиле" руководителя. Имея этот профиль, говорил ученый, легче подобрать на то или другое ответственное место из имеющихся работников человека, более всего по своим данным соответствующего требованиям этой модели.
Для подготовки резерва открывались учебные заведения, среди которых огромную роль играл Центральный институт труда (ЦИТ), где параллельно с обучением руководителей предприятий проводились научные исследования.
Принципиально важным для теории кадрового менеджмента был выдвинутый Н. Витке тезис о возможности создания науки об управлении людьми. Именно он ввел в научный оборот такие понятия, как "социальная организация предприятия", "коллективно-трудовая деятельность", "социально-психологическая атмосфера" "человеческий фактор производства". Ученые возглавляемой им социальной школы сформулировали концепцию "человеческих отношений", которая была встречена в "штыки". Н. Витке обвинили не только в желании создать особую социальную группу профессиональных руководителей, но и в "еретической" мысли о необходимости науки управления людьми. В России того времени существовал жестко авторитарный стиль руководства, против которого была направлена концепция "человеческих отношений". Поэтому передовые идеи, высказанные российскими учеными, не были поняты и приняты.
труд управление менеджмент кадровый
Вывод
Фактом остается то, что авторы социальной концепции управления сформулировали весьма интересные положения, в значительной мере опередившие идеи американских авторитетов школы "человеческих отношений".
В рассматриваемый период была научно обоснована идея необходимости создания организационной науки (тектологии), сформулированы ее законы, принципы, понятия и методы. Обоснована идея необходимости системного подхода к изучению организации, дана характеристика системы, обоснован сверхсуммативный эффект и некоторые принципы системного подхода. По сути, были предвосхищены многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук (А. Богданов).
Важным направлением деятельности ученых была прикладная социология труда, занимающаяся сбором первичной информации на предприятиях, социальной диагностикой трудового коллектива и социальной инженерией, отвечающей за практическое внедрение новых организационных проектов.