Способность организации постоянно совершенствовать технологии и качество производства является одним из важнейших, жизненно необходимых факторов успеха. Очевидно, что возможность такого совершенствования неразрывно связана с неуклонным повышением качества и профессионального уровня кадров организации. Возрастающее значение профессионального обучения для организации привело к тому, что компании взяли на себя функции самостоятельного обновления квалификации своих сотрудников.
Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний, осознавших, сколь мощным рычагом повышения общей эффективности работы предприятия оно является. Это объясняется тем, что многие компании, изменив управленческую политику в соответствии с передовыми тенденциями в современном менеджменте, стали рассматривать знания и квалификацию наемного работника как принадлежащий организации и приносящий прибыль капитал, а затраты на обучение - как доходные капиталовложения. В связи с этим подход к определению статуса отделов развития персонала и внутрифирменных учебных центров претерпел трансформацию в виде ухода от отношения к ним как к обслуживающим структурам в сторону формирования восприятия как подразделений, участвующих в создании прибыли.
Для ООО «ФК Святовит» мы разработали систему тренингов на командообразование. Так же были предусмотрены возможные риски и меры по их предотвращению. На наш взгляд, риски необходимо классифицировать по степени влияния, так как, именно в зависимости от степени влияния риска на должны предприниматься и меры (таблица 2).
Таблица 2 - Риски и меры по их предотвращению
Степень влияния |
Риск |
Мера предотвращения |
Высокий |
Низкий эффект от обучения |
Введение санкций по итогам аттестации сотрудников после окончания обучения |
Средний |
Недостаточно квалифицир. для проведения обучения персонал |
Тщательный подбор сот., проведение пок. тренингов перед уст. на работу |
Средний |
Высокая загруж. Сотруд. долж. и обязан. и в связи с этим невозм. обучения |
Пред. планир. обучения, соглас. его с непосред. руковод. сотруд. |
Процесс создания и поддержки команды - это и есть сам смысл тренинга командообразования (корпоративных тренингов, проведение тимбилдинга). Каждая компания уникальна, и команда должна создаваться в соответствии со своими особенностями.
Существование здорового коллектива связано с ответами на ряд вопросов, которые рано или поздно встают перед менеджером по персоналу: как обеспечить комфортное сосуществование в рабочем коллективе, как стимулировать сотрудников на поддержание и развитие контактов со своими коллегами, как добиться быстрого и качественного выполнения задач, для которых требуется взаимосвязанная работа не только определенных отделов, но и компании в целом.
Все эти и многие другие вопросы решаются с помощью тренингов командообразования (тимбилдинга).
Корпоративный тренинг позволяет увеличить продуктивность работы коллектива за счет повышения мотивации сотрудников, улучшения качества вырабатываемых ими решений и совершенствования взаимодействия в процессе работы. Проработать сценарий поведения во многих сложных ситуациях.
Тренинг командообразования, он же тимбилдинг, проводится для сотрудников коллектива, ориентированного на общие организационные задачи: одного или нескольких отделов, проектной группы, сотрудников из разных регионов, команды менеджеров, совета руководителей и т.д.
Данное обучение позволит повысить эффективность работы рабочих групп в ООО «ФК Святовит»
В таблице 3 представлен экономический эффект, полученный в результате прохождения работниками тренинга по командообразованию от бизнес-тренера Дмитрия Устьянцева.
Таблица 3 - Экономический эффект мероприятия
Показатели |
2011 год (до прохождения работниками тренинга) |
2012 год (после прохождения работниками тренинга) |
Количество работников, прошедших тренинг |
- |
53 |
Стоимость обучения одного сотрудника |
- |
1000 |
Общая сумма затрат по обучению персонала, руб. |
- |
53000 |
Выработка на одного работника тыс. руб. |
121,6 |
169,1 |
Среднегодовая численность сотрудников предприятия, чел. |
53 |
53 |
Выручка от продажи продукции, товаров, тыс. руб. |
6444,8 |
8962,3 |
Прирост выручки от реализации продукции после внедрения мероприятия, тыс.руб. |
- |
2517,5 |
Прибыль от внедрения мероприятия, тыс. руб. |
- |
793,7 |
Налог на прибыль от внедрения мероприятия, тыс. руб. |
- |
158,7 |
Экономический эффект от внедрения данного мероприятия, тыс. руб. |
- |
635,0 |