Актуальность темы.
В ходе либерально-демократических реформ произошел глубокий спад производства, повлекший сокращение государственных органов, на которых была возложена организация управления сферой трудовых отношений. В образовавшийся вакуум ворвались методологии Запада, увеличились масштабы разработок на эту тему в структурах правительства на федеральном и региональном уровнях, научных, координирующих и образовательных центрах.
Однако опыт Запада, нашедший отражение в трудах Р. Фишера, А. Бергсона, П. Самуэльсона, Р. Маскгрейва и других ученых в области государственного воздействия на распределительные отношения плохо адаптирован к российским условиям и входит в противоречие с российскими традиционными ценностями и реалиями экономической среды.
Общей тенденцией на протяжении последних лет стало снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и сфере занятости процессах, низкая эффективность государственных служб занятости населения.
Самое сложное - понять, какова роль государства на современном рынке труда в отношении большинства граждан, с одной стороны, и работодателей, с другой. Должно ли государство отвечать за создание рынка труда, его инфраструктуры в условиях перехода от административной к рыночной экономике? В какой степени рыночный механизм является ответственным за потребительскую ориентацию прогресса, в том числе в сфере публичного управления. Кроме того, наступившая информационная эпоха актуализировала разработку новых подходов к пониманию места и роли государства и каждого гражданина в системе публичных отношений.
Однако до сих пор практически вне поля зрения законодателей и ученых остаются многие явления современной экономической жизни, в сфере занятости в том числе, которые уже не могут быть определены с помощью традиционного правового и научного инструментария. Это относится, например, к статусу таких категорий, как «сетевая экономика», «виртуальный рынок труда», «занятость в интернет-экономике», «телеработа» и других понятий, возникших в эпоху развития информационных технологий.
Цель работы -
изучить основные тенденции в государственном управлении сферой труда на современном этапе, определить цели и задачи служб занятости, их роль в регулировании рынка рабочей силы на региональном уровне.
На примере службы занятости г. Челябинска в данной курсовой работе исследуются основные тенденции и возможности совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Теоретической и информационной базой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, в чьи научные интересы входит изучение и анализ развития сферы трудовых отношений и вопросы участия государства в регулировании рынка труда, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере занятости населения, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, информационные материалы Госкомстата РФ, а также материалы о деятельности службы занятости г. Челябинска.