Роль
– это модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих
.
Можно утверждать, что менеджеры в процессе своей деятельности играют следующие роли: концептолог,
организатор,
лицо, принимающее решение,
инициатор,
арбитр,
эксперт,
консультант.
Выполнение сложной, разнообразной, требующей инициативного и творческого подхода работы требует от менеджера наличия определенных
профессиональных и личностных качеств
.
Среди них можно назвать: интеллект, систему знаний, уровень образования, вариабельное мышление, опыт практической деятельности, решительность и осторожность, нравственность (этичность), целеустремленность, убежденность (уверенность), настойчивость (воля), гуманизм, способность к исследованиям.
Приведенный перечень личностных и профессиональных качеств не является исчерпывающим. Кроме того, в конкретных ситуациях не все из названных качеств являются значимыми и обязательными. Тем не менее, личность менеджера и соответствующие ей качества, безусловно, имеют значение для его успешной профессиональной деятельности.
В общем понимании личность
– это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности (социальной группы). Личность менеджера
– это не только требования, которые предъявляются к нему с позиций эффективного управления. Это оригинальное, неповторимое сочетание качеств, которые определяют его стиль управленческой деятельности
, выбор позиций в критических ситуациях, отношение к действительности, к людям.
Формирование личности менеджера
может осуществляться в соответствии со следующими принципами:
· оценка и осознание своих способностей;
· развитие способностей;
· тренировка характера;
· освоение культуры деятельности;
· воспитание социальной ответственности;
· интеллектуальное развитие;
· целеустремленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совместная деятельность людей требует согласования усилий работников. Управление
– это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.
В управленческой деятельности можно выделить структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспекты. Структурно-содержательный аспект
представляет собой выделение видов деятельности руководителя: предвидение, организация, активизация, координирование, регулирование, контроль. Процессуально-содержательный аспект
рассматривает последовательность действий руководителя: целеполагание, определение ситуации, определение проблем и необходимости их решения, принятие решения.
Управление осуществляется в виде каких-либо действий.
Последовательность и комбинация действий, из которых состоит управление, представляет собой процесс управления.
Воздействие осуществляется в системе управления. Система управления
– это совокупность элементов и связей между ними. Для реализации управления необходим механизм управления,
который представляет собой совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.
Менеджмент является особым типом управления,
который реализуется в условиях рыночной экономики,то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска. Менеджмент имеет признаки, отличающие его от других типов управления.