Во всем мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. В настоящее время важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В этой связи особое значение имеет подготовка молодых ученых как стратегического ресурса каждой страны.
Создание условий для самореализации молодых граждан предполагает выявление и реализацию интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Проводимая в этом направлении государственная молодежная политика ориентируется на поддержку и развитие талантливой молодежи.
Молодые ученые России должны принимать более активное участие в построении будущего нашей страны, необходимо широкое привлечение молодых, патриотически-настроенных ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Россией.
Выступая на годичном собрании Российской академии наук в мае 2000 г., Президент России В.В. Путин особо отметил необходимость государственной поддержки молодых талантливых ученых, определил задачи по разработке соответствующей национальной программы, финансированию научных школ, развитию системы молодежных научных конкурсов.
Правительством РФ подготовлен проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки на период до 2010–2015 гг. в качестве основы для разработки указанной программы.
Основные положения проекта. Отсутствие государственной политики в научно-технической сфере, недостаточная последовательность государственной научно-технической политики крайне осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 90-х годов резко (более чем в два раза) сократилась их численность, из-за “утечки умов” ухудшились качественные характеристики научных кадров. «Утечка умов» наносит не только в перспективе, но и в текущий момент экономический ущерб государству, затратившему значительные средства на обучение специалистов.
В современной России нарушена закономерная связь между обществом, наукой и властью. Главной целью сегодня является приведение экономики страны в соответствие с интеллектуальным потенциалом нашего общества. Необходима государственная поддержка фундаментальной науки, причем меры поддержки должны носить системный характер.
В связи с социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в стране, интеллектуальный потенциал ученых оказался не востребован. В то же время существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем начать реализацию определенных программ. Среди них следует отметить:
- Недостаточность и неоткрытость финансирования науки;
- Отсутствие механизма капитализации знаний;
- Стремительное старение ученых.
До настоящего времени нет концепции государственного развития науки, в том числе, нет четкой программы финансирования научных программ. Высшие школы должны научить молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике, владеть современным научным менеджментом. Необходимо также сделать все возможное на государственном уровне, чтобы молодые ученые оставались в науке.
В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач:
а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;
б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.
Успешное решение этих задач требует комплексного подхода – сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.
Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:
- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;
- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;
- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;