- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;
- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;
- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]
Государственная поддержка талантливой научной молодежи оказывается государственными органами РФ и осуществляется посредством:
1) установления премий, стипендий, предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливой молодежи;
2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки;
3) создания и развития центров по выявлению особо одаренной и талантливой молодежи;
4) организации и проведения конкурсов, олимпиад, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;
5) обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;
6) создания условий молодым ученым для проведения научной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;
7) поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи.
Кроме того, несмотря на то, что в России до сих пор нет закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации»[1], наше государство принимает на себя обязательства в международных договорах урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:
· в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:
- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах.
· в сфере образования:
- предоставление образовательных кредитов и установление на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи. [1]
«Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации» констатирует, что первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорско-преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.
Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.
Министерство образования и науки РФ в этих целях планирует:
- развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;
- разработать организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых;
- вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности;
- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педаго- гические школы;
- обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;
- усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, способствовать организации акций по выявлению талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию;