Здесь речь пойдет главным образом об изучении конкурентов и завоевании преимуществ в конкурентной борьбе. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции предприятия и его продуктов по сравнению с другими предприятиями данной отрасли.
Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматриваются только с точки зрения решения второго круга проблем. Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.
Кратко рассмотрим эти конкурентные силы, определяющие привлекательность отрасли.
Существует понятие “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить вход в новую отрасль (для них он чем ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами.
1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому производственно-сбытовые издержки ООО “Сувенир” будут выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение ими меньшей прибыли, а может быть и убытки.
2. Привычностью марки товара. Как правило, потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок.
ООО “СУВЕНИР” необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. А это задача сложная.
3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль.
4. Затратами на основные фонды.
5. Доступов к системе товародвижения.
Традиционные производители данной отрасли, особенно в России, могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в уже давно функционирующие сбытовые сети. В этом случае предприятию придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
6. Доступом к отраслевой системе снабжения.
7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта может быть выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.
8. Возможными ответными действиями предприятий-конкурентов, направленными на защиту своих интересов.
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов, или технологий.
Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. В данном случае мы имеем рынок поставщиков, где цены на продукцию диктует потребитель.
Сила позиции покупателей определяется следующими факторам:
1. Возможностью переключаться на использование других продуктов.
В нашем случае это маловероятно.
2. Объемом закупаемых продуктов.
Объемы закупаемых продуктов в данном случае не будут фиксированными и могут изменяться в зависимости от конъюнктуры рынка.
Теперь необходимо идентифицировать наиболее опасных конкурентов.
Выпуском сувенирной продукции занимаются в городе и области в основном небольшие малые предприятия. Одна из них фирма “Ренессанс”. Это предприятие стремится расширить рынок путем привлечения новых покупателей и инвестиций, привлекает высококвалифицированных специалистов, имеет относительно стабильные доходы. Свою продукцию реализует через посреднические предприятия как в регионе, так и за рубежом, в основном продукция предприятия экспортируется в Финляндию, Норвегию, Швецию и Голландию. На предприятии используется частично ручная технология изготовления сувениров, однако, главным образом процесс производства механизирован. У предприятия отлажены связи с поставщиками и сырья, и материалов, стабильный рынок сбыта.
Еще одно стабильно развивающееся предприятие – “Петро-лайн”, производящее сувенирную продукцию из дерева, кости, рога и других материалов. Это предприятие также в основном экспортирует свою продукцию - 70% в Финляндию, Норвегию, Германию, Францию. Это предприятие предпочитает сохранять свою рыночную долю, не предпринимает рискованных решений.