Экономические риски. Риски, связанные с отраслью производства.
Проведена оценка эффективности вложений в развитие приборостроения для электроэнергетики и авиационной промышленности, на основе оценок независимых экспертов.
Группой экспертов, специалистов по оценкам рисков предприятий, а также маркетологов, специалистов в сфере бизнес-планирования и оценки экономических процессов в Российской промышленности был выведен экспертный показатель перспективной инвестиционной привлекательности отраслей на ближайшие 3-5 лет.
Этот рейтинг создавался на основе данных, полученных как по отраслям промышленности в целом, так и по отдельным предприятиям, являющимся типичными представителями этих отраслей. Показатель инвестиционной привлекательности носит прогнозный характер и является нормированной относительно 100% величиной, полученной в результате усреднения значений так называемых технологического и потребительского показателей, вычисленных с применением экспертных систем и оценочных 10-балльных шкал.
Технологический показатель характеризует потенциальную потребность предприятия в техническом перевооружении и его способность с применением этого оборудования, а также инновационных технологий производить качественную, конкурентоспособную и ликвидную продукцию, которая может обеспечить окупаемость инвестиционных вложений.
Потребительский показатель демонстрирует степень перспективности предприятий относительно мобильности сбыта продукции, уровень ее ликвидности и широту потребительского спектра, в рамках которого должен возникать и стимулироваться стабильный спрос на нее.
При проведении оценки инвестиционной привлекательности на основании специальных экспертных шкал экспертами оценивались следующие технологические и потребительские характеристики типичных представителей отраслей:
. Состояние и перспективы технологической базы
. Состояние сырьевой базы
. Степень зависимости от импорта сырья, оборудования, комплектующих
. Потребности в промышленном строительстве, реконструкции
. Состояние и перспективы менеджмента
.пластичность управления
. Административная политика
. Техническая политика
. Маркетинговая политика
. Инновационная политика
. Потребность в оборудовании и техническом переоснащении
. Окупаемость вложений в производственный цикл
. Платежеспособность и норма прибыли (рентабельность)
. Социальная значимость продукции и широта потребительского спектра
. Ликвидность и конкурентоспособность продукции отрасли в региональном (общероссийском) масштабе
. Положение и перспективы продукции отрасли международных рынках
. Связь со средним и малым бизнесом и дилерская активность предприятий
. Уровень рыночной цивилизованности отраслей
. Уровень криминализованности
Коммерческие риски
Эти виды рисков связаны с показателями развития предприятия. Наиболее вероятны риски:
l несвоевременная поставка оборудования, проблемы при монтаже и наладке;
l Неисполнение договорных обязательств со стороны поставщиков материалов и потребителей деталей;
l Снижение объемов производств ниже запланированных, падение спроса на продукцию;
l Нехватка наличности, возникновение требований по внеплановым обязательствам;
Данные риски присущи любому коммерческому проекту и полностью их исключить невозможно, необходимо уметь оперативно реагировать на возникающие угрозы.
Меры минимизации рисков:
l Несвоевременная поставка оборудования возможна только при форс-мажорных обстоятельствах. В этом случае реализация проекта будет отсрочена на необходимое время, без изменения объемов производства.
l Для снижения риска снижения спроса на продукцию будет внедрена программа по диверсификации производства с целью выхода на новые рынки сбыта, что возможно, т.к область применения производимых деталей широка.
l По мнению независимых экспертов наиболее перспективными и эффективными являются проекты, связанные с техническим перевооружением производства, приобретением современного оборудования т. К они приводят к повышению качества производимой продукции, снижение ресурсных затрат и позволяют внедрить инновационные программы , рентабельные программы
Внешнеэкономические риски.
Эти виды рисков связаны с возможными введениями ограничений на внешнеэкономическую деятельность, закрытие границ и т.д.
Данные виды рисков маловероятны, т.к программы по авиастроению определены долгосрочными межправительственными соглашениями.
Управленческие риски.
Связаны с качеством управленческой команды на предприятии, недостатками в системе контроля за проектом.