наличие непонимания и несогласованности целей предприятия на разных уровнях иерархии;
существует неэффективное распределение функций - у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие;
руководство уделяет недостаточно внимания оценке деятельности подчиненных: система мотивации построена односторонне (только материальное стимулирование или наказание);
возникновение непонимания сотрудниками того, что на данный момент происходит на предприятии;
отказ сотрудников от обучения, повышения квалификации;
при конфликтах или ошибках преобладает тенденция искать виновных, уходить от ответственности.
Если есть хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют - руководителю следует подумать о проведении командообразования, начиная с верхнего уровня руководства [56, c.102].
На начальной стадии процесса командообразования проводят диагностирование коллектива по следующим шести параметрам:
. Размер группы - Слишком большой командой сложно управлять, а в слишком маленькой на плечи каждого из участников ложится чересчур много работы. Размер команды определяет менеджер.
. Присутствующие групповые нормы - Каждая группа вырабатывает свои стандарты поведения. Это касается как отношения к работе, так и отношений между членами группы. Стандарты вырабатываются под воздействием ключевых участников группы.
. Наличие групповой сплоченности - или «командный дух». Чем он выше, тем легче новые участники адаптируются в команде.
. Роли в группе - исследования показали, что в успешной команде должны быть представлены восемь типов участников:
cотрудник компании - трудолюбив и дисциплинирован. Роль в группе организовывать других, воплощать идеи в реальные действия. Минус - слишком консервативен;
председатель - спокоен и уверен в себе. Роль в группе - содействовать принятию решений, ставить цели, распределять обязанности. Минус - может быть излишне авторитарен;
двигатель - активен, стрессоустойчив, легко идет на контакт. Чуток к фальши и неправильной организации процесса. Роль в группе преодолевать любые препятствия, не давать остальным участникам команды останавливаться на достигнутом;
творческая личность - Его познания, творческие и интеллектуальные способности выше, чем у других участников группы. Роль в группе - генератор идей. Минусы - может испытывать трудности с общением. Иногда слишком далек от реальности;
исследователь ресурсов - экстраверт. Легко заводит новые знакомства, находит полезную информацию и новые ресурсы. Охотно делится результатами с остальными членами команды. Роль - расширять возможности команды. Недостатки - немного поверхностен;
контролер-оценщик - хорошее логическое мышление, стратег, неэмоционален Роль в группе - видеть всю картину целиком. Его логическое мышление работает на всю команду. Минус - недостаток энтузиазма, излишняя требовательность;
командный игрок - мягкий восприимчивый человек. Командные цели ставит выше индивидуальных. Роль в группе - находить компромиссы, сглаживать конфликты. Минусы - нерешительность, часто отсутствие собственного мнения;
доводчик - перфекционист, добросовестен и дисциплинирован. Роль в группе - находить ошибки и недочеты, организовывать остальных членов группы и доводить все проекты до логического завершения. Минусы - излишняя щепетильность, стремление все сделать самому.