Разделы


Сущность проблемы

Итак, управленческие решения различны по содержанию, временным параметрам и уровням планирования и все они являются неотъемлемой частью процесса управления. Эффект их реализации напрямую зависит от способности менеджера прогнозировать ситуацию, предвидеть последствия принятых решений, умения использовать не только собственный потенциал, но прежде всего возможности группы и коллектива в целом.

Для выработки эффективного управленческого решения особое внимание уделяется следующим вопросам:

что делать, как делать, в какие сроки; какие и в каком количестве должны быть произведены затраты, где, кому поставлять готовую продукцию и по какой цене, какую выгоду это принесет организации и обществу в целом.

Решения, особенно в крупных организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует большой подготовки, на которую уходит много сил и средств, поэтому эффективное решение должно быть:

простым, то есть понятным лицам его исполняющим;

логичным, то есть должно быть планомерно направленным на результат;

полномочным, то есть принятым тем, кто имеет на это право;

своевременным, чтобы приостановить отрицательное развитие ситуации;

ориентированным на стратегические цели и задачи;

устраняющим причины, а не следствия проблемы.

Исходя из этого, определяются возможность и целесообразность работы над решением, его цели и приоритеты.

Существуют следующие виды управленческих решений:

. По степени влияния на будущее организации - такие решения делятся на стратегические и тактические: стратегические решения определяют основные пути развития организации, а тактические - конкретные способы продвижения по этим путям.

. По степени самостоятельности решения подразделяются на инициативные и предписанные. Инициативные принимаются руководством организации по их собственному усмотрению, предписанные - делают более конкретными поступающие сверху (например, поступающие от головной фирмы) указания;

. По масштабам решения могут быть глобальными, касающиеся всей организации в целом, и локальными, затрагивающими какую либо определенную ее часть (сторону деятельности). Реализация глобальных решений, как правило, нуждается в высокой степени энтузиазма и вовлеченности работников;

. В соответствии с временным горизонтом можно говорить о последствиях, которые будут ощущаться долгое время;

. В зависимости от продолжительности периода реализации этого решения можно выделить долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 3-5 лет) и краткосрочные (до одного года) решения;

. По степени регламентированности выделяют контурные решения (предоставляют широкую свободу исполнителям), структурированные (допускают инициативу в не столь важных второстепенных вопросах) и алгоритмизированные, в которых инициатива исключена;

. По направленности воздействия решение могут быть внешними (касаются окружения организации) и внутренними;

. По степени обязательности исполнения они делятся на директивные (такие решения обычно принимаются высшими органами управления по поводу самых важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.), рекомендательные (готовятся совещательными органами; исполнение таких решений не обязательно, поскольку те, к кому относятся такие решения, формально не подчиняются тем, кто их принимает) и ориентирующие (предназначены для независимых субъектов), что зависит от уровня, сроков действия и степени важности.

. По функциональному назначению можно выделить организованные (о распределении служебных обязанностей), координирующие (о совместном выполнении поручения подчиненными), регулирующие (о перераспределении ресурсов) и контролирующие (об итогах работы) и прочие решения;

. По степени сложности решения бывают простые (не требующие больших затрат и легкие в своем решении), сложные (имеют большие затраты ресурсов) и уникальные (такие решения в организациях встречаются довольно редко и требуют особенного подхода к их решению);

. По методам выработки различают шаблонные и творческие решения;

. В зависимости от количества подчиненных решения подразделяются на индивидуальные (решения принимаются только одним лицом, которое в последующем времени и будет его принимать) и коллективные (они в свою очередь делятся на консультативные - предполагают, что их авторы советуются с окружающими и на основе этих советов единолично делают окончательный выбор и совместные - решения принимаются в результате взаимного согласия всех участников коллектива);

. По широте охвата бывают общие и специальные решения. Общие касаются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания рабочего дня) и вносят в деятельность организации стабильность. Специальные решения относятся лишь к узким проблемам, свойственным только одному субъекту;

. С точки зрения предопределенности решения принято разделять на запрограммированные и незапрограммированные. К принятию запрограммированных решений приводит или логика, когда иного выхода нет, или стандартность ситуации, решаемая с помощью готовых процедур и правил. Незапрограммированные решения принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах, когда алгоритм действий трудно заранее расписать. Решение таких задач требует творческого подхода, опыта и чутья менеджера;

Перейти на страницу: 1 2 3