3. Начальники цехов, смен, участков, мастера
Из 1200 работников предприятия: руководство – 100 человек, ИТР – 250 человек, рабочие – 850 человек.
Из подразделении, организованных менее года назад, можно особо выделить дирекцию по маркетингу и отдел рекламы.
Начальник отдела кадров смог показать:
штатное расписание, составленное в 1996 г. и включающее 2500 рабочих мест (в настоящее время существует 1 300 вакансий);
положения о дирекции по маркетингу, отделу рекламы, отделу кадров;
личные дела руководителей.
За последние пять лет на завод принято 25 сотрудников. Как правило, они приглашены лично генеральным директором, который находил их по своим собственным каналам, привлекая к поиску старых знакомых из министерства. Из них сейчас работает только зам. директора по маркетингу. Остальные увольнялись в следующей динамике: 10 человек – после двух лет работы, 8 – после одного года работы, 6 – до одного года работы. Среди основных причин увольнений – низкая заработная плата, невозможность профессиональной работы, отсталая технология, семейные обстоятельства.
Таблица 3 - Социально-демографические показатели
Среди сотрудников предприятия |
Среди управленческого персонала |
10% старше 50 лет (80% мужчины) |
75% старше 50 лет (100% мужчины) |
75% старше 40 лет (65% женщины) |
20% старше 40 лет (85% мужчины) |
10% старше 30 лет (55% мужчины) |
5% старше 30 лет (75% мужчины) |
5% старше 20 лет (100% женщины) |
85% – городские жители, 15% – имеют собственные дома в ближайшем к городу поселке.
Система стимулирования. По Положению о системе стимулирования (от 1993 г.): 85% – повременная оплата труда, 15% – премии. Зарплата не выплачивалась последние пять месяцев, до этого составляла в среднем – 450 грн. в месяц. При снижающемся объеме производства зарплата оставалась неизменной.
Затраты на обучение (темы экономика, управление, технология производства) в последние пять лет:
1992 г. – 5% от фонда заработной платы (ФЗП) (обучение высшего управленческого персонала – зарубежные учебные центры – двухнедельные курсы (Германия, Франция));
1993 г. – 10% от ФЗП (обучение высшего и среднего управленческого персонала – месячные программы подготовки – Украина, Израиль);
1994 г. – 5% от ФЗП (краткосрочные семинары для высшего и среднего управленческого персонала – Украина);
1995 г. – 2% от ФЗП (программы годичной подготовки);
1996-2000 гг. – 0.
Таблица – Количественные показатели управленческого персонала в зависимости от исполняемых ролей и уровня менеджмента (%)
РОЛИ |
Высший уровень |
Средний уровень |
Низший уровень |
Наставник |
31 |
6 |
0 |
Лидер по содержанию |
17 |
17 |
0 |
Генератор идей |
6 |
18 |
22 |
Критик |
13 |
5 |
43 |
Эрудит |
15 |
14 |
13 |
Организатор |
8 |
20 |
13 |
Эмоциональный лидер |
10 |
20 |
9 |