Реализуя функцию организации (то есть организовывая деятельность коллектива), менеджер должен решить ряд задач, которые и составляют сущность понятия организации как функции управления. В первую очередь, он должен сформировать структуру организации.
Это осуществляется посредством разделения ее на блоки, которые в случае крупного предприятия носят название департаментов
, а сам такой процесс разделения называется департаментализацией
. Большое влияние на структуру организации оказывает избранный способ управления.
Так, единовластное управление ведет к строгой централизации; соучастное же управление, напротив, характерно для слабо централизованной – распределенной структуры. В созданных подразделениях менеджер задает
режимы
функционирования и определяет взаимоотношения
, а затем обеспечивает
деятельность подразделений ресурсами
. Помимо этого, перед менеджером стоит задача формирования внутренней культуры
, которая определяет атмосферу взаимоотношений внутри коллектива. Данные задачи выполняются на различных этапах
осуществления функции «организовывания», основными из которых являются: формирование структуры
и установление взаимосвязей
, обеспечение
функционирования сформированной структуры распорядительством
и контролем
.
Осуществляя такую деятельность, на протяжении всех этапов менеджер должен руководствоваться рядом принципов
. Так, созданная структура должна соответствовать целям
предприятия, а цели отдельных подразделений не должны противоречить друг другу
и общим целям
организации. Так же важно обеспечить согласованность работы на всех уровнях, и помнить о том, что менеджер может эффективно управлять лишь ограниченным количеством людей. Поэтому необходимо внедрять разделение труда
и обеспечивать соблюдение норм управляемости
, то есть не превышать такого количества подчиненных, которым может эффективно управлять один менеджер. Соблюдение принципов разделения труда и норм управляемости приводит нас к необходимости делегирования
, то есть передачи части полномочий подчиненным. Вместе с тем, получая полномочия
для решения задач, подчиненные несут и ответственность
за их выполнение, при этом руководитель несет ответственность за работу своих подчиненных. Это позволяет не только снизить нагрузку
на руководителя, но так же заинтересовать и увлечь сотрудников
и как следствие повысить их
дееспособность и профессиональный уровень
.
Менеджер может передавать полномочия как директивно
, так и с учетом мнения подчиненного
. Однако вне зависимости от того, как организовано делегирование, оно должно отвечать определенным требованиям – принципам
. Эти принципы являются частными по отношению к общим принципам осуществления организации как функции управления. Следуя им, менеджер должен помнить, что у выполняющего задание должен быть только один начальник.
Полномочий
, которыми наделяется подчиненный, должно
хватать для принятия решений
связанных с выполнением стоящих перед ним задач. Передавая подчиненному
полномочия необходимо учитывать его личные качества
. Следует также помнить, что подчиненный при этом должен быть в достаточной степени мотивирован
. Передача подчиненным полномочий не освобождает менеджера от обязанности координировать
их деятельность.
Делегирование полномочий реализуется поэтапно
: на предварительных
этапах менеджеру необходимо проанализировать задачу
, поставить цель
и найти исполнителя
, для которого должны быть определены условия
выполнения задачи. Если полномочия передаются директивно
, то на этом акт делегирования может быть признан состоявшимся. В противном случае менеджер должен убедиться, что задание понято
правильно и работник готов
его выполнить. Но в любом случае менеджер должен обеспечить поддержку
и контроль
за исполнителем, а по выполнению задачи оценить
результаты работы. Однако при реализации данных этапов возможно появление препятствий
, как со стороны руководителя
, так и со стороны подчиненного
. Для устранения этих препятствий необходимо рассмотреть причины их возникновения и наметить возможные пути преодоления
.